«Почти на войне»: охотники за затонувшими кораблями сражаются за затонувшие сокровища

 


Вопросы собственности — а также того, исследуются ли затонувшие корабли или разграбляются — вызывают глубокие разногласия между людьми, которые посвящают свою жизнь раскопкам скрытой добычи в океане.

Когда в 1988 году охотник за кораблекрушениями из Огайо Томас «Томми» Томпсон нашел на дне Атлантики обломки парохода «Центральная Америка», он буквально наткнулся на золото. Он вынес на поверхность миллионы золотых слитков и монет с корабля, затонувшего во время урагана у берегов Южной Каролины в 1857 году.

С годами волнение по поводу открытия этой водной сокровищницы испарилось. Инвесторы, которые помогли собрать 12,7 млн долларов для финансирования поиска кораблекрушений, обвинили Томпсона в том, что он обманул их часть выручки.

После того, как в 2012 году судья выдал ордер на его арест, Томпсон более двух лет находился в бегах, пока его не выследили в номере отеля во Флориде. По-прежнему отказываясь раскрыть местонахождение монет, он собирается отбыть свой седьмой год в тюрьме за неуважение к суду, получая ежедневный штраф в размере 1000 долларов.

Дело Томпсона рисует сложную картину об охотниках за кораблекрушениями — профессии, которую одновременно восхваляют и ругают. Это история о предполагаемых преступлениях, судебных процессах и полицейских охотах. Но он также раскрыл историю потерянного корабля; были выставлены артефакты, и он написал книгу об этом процессе.

Затонувшие суда и обещание несметных сокровищ в них уже давно манят тех, кто жаждет богатства и славы открытий. На дне океана находится более 3 миллионов неоткрытых кораблекрушений, и только малая часть из них исследована. Но вопросы о том, кто в конечном итоге должен владеть этим водным наследием — и исследуются ли суда или эксплуатируются, — вызвали глубокие разногласия в мире кораблекрушений.

«У вас есть две стороны людей, которые смотрят на кораблекрушения с разных точек зрения и мотивов, почти воюя друг с другом», — говорит Дэвид Мирнс, морской ученый и один из немногих профессиональных охотников за кораблекрушениями по всему миру.

С одной стороны, охотники за кораблекрушениями, такие как Томпсон, помогли выковать идею о группе беззаконных падальщиков, топчущих затонувшие корабли, чтобы нажиться на их богатстве. С другой стороны, морские археологи, которые исследуют затонувшие корабли так же тщательно, как и следователи на месте преступления, рассматривают затонувшие корабли как культурное наследие, которое необходимо защищать. «Лучше, чтобы обломки корабля оставались скрытыми на дне океана, чем их нашли для грабежа», — говорит морской археолог Чак Мейде. «Если это место обнаруживают охотники за сокровищами, как правило, оно уничтожается ради краткосрочной выгоды».

Интерес к затонувшим кораблям резко возрос после открытия «Титаника» в 1985 году, говорит Мирнс, чьи собственные открытия включают HMS Hood, британский военный корабль, потопленный в 1941 году немецким линкором «Бисмарк», и «Эсмеральду», португальский корабль, потерянный во время шторма у побережья. Омана в 1503 году. Достижения в области технологий, включая дистанционно управляемые транспортные средства и гидролокаторы, упростили поиск затонувших кораблей, в то время как затраты на исследование океана — по крайней мере, на мелководье — снизились.

В первые дни лихорадки кораблекрушений охотники и морские археологи сотрудничали, чтобы найти затонувшие корабли. Но эти дни давно прошли, говорит Мирнс. Теперь вопросы о том, кому принадлежат затонувшие в океане суда, часто выливаются во враждебность и судебные процессы.

В 2013 году Бобби Притчетт, генеральный директор компании Global Marine Exploration из Флориды, получил разрешение на исследование морского дна площадью около 260 кв. км у мыса Канаверал. Три года спустя он и его команда объявили, что нашли остатки корабля 16-го века.

Многие полагали, что это был французский корабль La Trinité, участвовавший в ожесточенной битве с Испанией, который затонул в бурных водах у побережья Флориды в 1565 году. Его потеря вместе с тремя другими кораблями стала историческим моментом, позволившим испанцам закрепиться в Северной Америке.

Открытие Притчетта положило начало яростной судебной тяжбе. Флорида и Франция утверждали, что корабль принадлежал Франции в соответствии с законом США 2004 года, предоставляющим странам права на свои военные корабли на неограниченный срок. Притчетт утверждал, что его находка вовсе не La Trinité, а испанское судно, перевозившее награбленные французские артефакты.

В 2018 году федеральный окружной суд вынес решение в пользу Франции, лишив Притчетта прав на корабль и потеряв миллионы вложений от инвесторов, которые надеялись получить долю в богатствах корабля. Теперь он подал иск против Франции и Флориды, утверждая, что они вступили в сговор с целью лишить его компанию 12 миллиардов долларов будущих доходов и акционерной стоимости.

La Trinité — лишь один из многих примеров, когда охотники за кораблекрушениями оказываются по ту сторону закона. В 2012 году суды США постановили, что базирующаяся во Флориде компания Odyssey Marine Exploration должна вернуть в Испанию монеты, найденные ею на испанском галеоне на дне Атлантики, а затем доставленные в США. В 2014 году в Великобритании двум дайверам из Кента было приказано заплатить 60 000 фунтов стерлингов за рейды на девять затонувших кораблей в течение 13 лет и ограбление «пещеры Аладдина» с артефактами, включая пушку начала 19-го века и гребные винты немецкой подводной лодки времен Первой мировой войны.

Критика методов охотников за кораблекрушениями еще более разжигается тем фактом, что затонувшие корабли часто представляют собой залитые водой кладбища. Расследование Guardian 2017 года показало, что более 40 кораблей времен Второй мировой войны в водах Юго-Восточной Азии были повреждены водолазами-спасателями в поисках ценных металлов. По оценкам, до 4500 членов экипажа погибли, когда эти лодки затонули. «С тем же успехом вы можете просто пойти на военное кладбище и выкопать его. Это ничем не отличается», — сказал в то время Guardian Джеймс Хантер из Австралийского национального морского музея.

Подобные случаи помогают укрепить репутацию охотников за кораблекрушениями среди многих морских археологов как оппортунистов в лучшем случае и осквернителей в худшем. «Многие из этих людей до сих пор просто занимаются грабежом кораблекрушений», — говорит Мейде. «И я не могу найти в этом большого искупительного значения».

Мейде прослеживает собственное стремление раскрыть историю затонувших кораблей до своего детства. Выросший в Атлантик-Бич, штат Флорида, его ранние годы были погружены в рассказы о французских и испанских галеонах, затерянных в морях в этой части штата. «Я помню, как мой отец говорил мне, что эти испанские конкистадоры могли пройти прямо через наш задний двор», — говорит он.

Для него кораблекрушения — это головоломка, которую нужно разгадать, отслаивая слои, как луковицу, измеряя, документируя и анализируя все, вплоть до мельчайших остатков насекомых или клочка ткани.

«У большинства людей [кораблекрушения] ассоциируются с сокровищами и несметными богатствами, но с точки зрения археолога это истории», — говорит Мейде. По его словам, шанс раскрыть их — это «единовременное событие». Если вы проделаете дыру в корабле, чтобы добраться до сокровищ, эта история будет уничтожена.

Но для некоторых охотников морские археологи могут в конечном итоге действовать как привратники, сидя за своими исследованиями в течение многих лет, даже десятилетий, без публикации. «Что может быть хуже, — спрашивает Мирнс, — раскопать место кораблекрушения, иметь все эти данные и никогда их не публиковать? Или пойти туда и спасти его, продать на черном рынке и никому ничего не рассказать? Мирнс считает, что большинство охотников любят историю и чувство открытия. «Это прекрасное чувство — найти что-то, что было потеряно столько лет — и материал, который показывает, что это была куча пыльных бумаг, найденных в архиве или частной библиотеке», — говорит он. «Вы воплощаете это в жизнь, чтобы люди могли увидеть это, испытать, пережить заново, заново узнать об этом».

Братья Джулиан и Линкольн Барнуэлл говорят, что именно это чувство раскапывания истории побудило их провести одну из самых необычных миссий по поиску кораблекрушений. Они потратили четыре года и преодолели 5000 морских миль в поисках военного корабля Королевского флота HMS Gloucester, затонувшего в 1682 году на борту будущего короля Джеймса Стюарта. Они обнаружили его, а затем держали в секрете 15 лет.

Барнуэллы и их друг Джеймс Литтл нашли затонувший корабль в 2007 году, хотя только в 2012 году они нашли корабельный колокол, и у них не было доказательств, что это был «Глостер». Они сказали лишь нескольким правительственным ведомствам дать властям время, чтобы официально идентифицировать место крушения и обеспечить безопасность места.

Барнуэллы, оба заядлые ныряльщики, работающие днем в типографии в Норфолке, называют себя энтузиастами кораблекрушений, а не охотниками. «Термин «охотники за кораблекрушениями» относится к охотникам за сокровищами, а мы, конечно, не таковы», — говорит Джулиан. Братья самостоятельно профинансировали более 200 погружений, чтобы найти место крушения. «Это было похоже на хобби на стероидах», — говорит Линкольн.

Когда они, наконец, объявили о находке в июне, эксперты заявили, что это может быть самое значительное историческое кораблекрушение со времен «Мэри Роуз», военного корабля эпохи Тюдоров, поднятого из Солента между Портсмутом и островом Уайт 40 лет назад.

Корабль — это микрокосм более широкого мира», — говорит морской историк профессор Клэр Джовитт из Университета Восточной Англии, которая была главным исследователем Глостерского проекта. По ее словам, артефакты, уже спасенные с места крушения, — целые винные бутылки 17-го века, горшок с мазью и даже банка для образцов мочи — узнают больше о жизни на корабле и за его пределами.

Несмотря на глубокие разногласия, которые сохраняются в мире кораблекрушений, между охотниками, такими как Мирнс, энтузиастами, такими как Барнуэллы, и археологами, такими как Мейде, есть общая нить: жажда раскрыть тайны на дне океана - будь то истории, сокровища или оба. «Кораблекрушения — это ошибка, которую вы ловите», — говорит Джовитт.

Источник 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Ретроградный Меркурий в Овне станет пиком хаоса

Дорогие боги, когда это закончится? Почему апрель — астрологический кошмар

Почему апрельское полное солнечное затмение станет историческим событием в США

Все об апрельском полнолунии и его значении для вашего знака зодиака

Все об апрельском новолунии и о том, что оно означает для вашего знака зодиака