Могут ли искусственные интеллекты-призраки древних цивилизаций помочь нам наладить связь с ушедшими культурами?
Социальные психологи могли бы использовать инструменты на основе искусственного интеллекта, такие как ChatGPT, для работы с письменами прошлых культур. Поможет ли это нам изучать древние цивилизации?
Рэйчел Фелтман: В последнее время вокруг искусственного интеллекта много шумихи. Некоторые компании хотят, чтобы мы поверили, что машинное обучение достаточно мощно, чтобы практически предсказывать будущее. Но как насчет использования ИИ для изучения прошлого и общения с представителями давно умерших цивилизаций?
Для Science Quickly из Scientific American я Рэйчел Фелтман. Сегодня мой гость — Майкл Варнум, руководитель направления социальной психологии и доцент Университета штата Аризона. Он один из соавторов недавней статьи, в которой предлагается несколько жуткое новое применение инструментов, таких как ChatGPT.
Майкл, большое спасибо, что присоединились к нам сегодня.
Майкл Варнум: Мне очень приятно. Спасибо, что пригласили меня.
Фелтман: Итак, у вас есть эта новая статья, своего рода «призрак в машине» [смеется]. Расскажите немного о проблеме, которую вы собираетесь решить.
Варнум: Да, мне уже давно интересно думать о культурных изменениях, и я много работал в этой области. Но мы сталкиваемся с некоторыми ограничениями, когда пытаемся понять менталитет или поведение людей, которых больше нет с нами. У нас, очевидно, нет машин времени, верно? Мы не можем вернуть мертвых и попросить их поучаствовать в наших экспериментах или провести их через экономические игры.
И поэтому обычно людям вроде меня приходится использовать довольно косвенные прокси, верно? Может быть, мы получаем архивные данные о таких вещах, как браки и разводы или преступления, или мы смотрим на культурные продукты, такие как язык, который люди использовали в книгах, и пытаемся сделать вывод о том, какие ценности могли быть у людей или какие чувства они могли испытывать по отношению к разным группам. Но все это своего рода косвенные действия.
Что было бы потрясающе, так это если бы мы могли на самом деле получить такие данные, которые мы получаем от людей сегодня, просто от, скажем, древних римлян или викингов или средневековых персов. И одна вещь, которая действительно взволновала меня в последние год или два, это то, что люди начали понимать, что можно симулировать, по крайней мере, современных участников с помощью программ вроде ChatGPT и, что удивительно, и я думаю, захватывающе, воспроизвести целый ряд классических эффектов в поведенческих науках.
И поэтому мы подумали: «Хм, если мы можем сделать это на основе этих моделей, созданных на основе писаний современных людей, возможно, мы могли бы сделать это на основе писаний древних людей. Это может открыть целый новый мир возможностей».
Фельтман: Да, не могли бы вы рассказать мне немного больше о некоторых из этих экспериментов, которые воспроизводили психологические явления с использованием моделей изучения языка?
Варнум: Один из самых мощных экспериментов был направлен на воспроизведение 70 различных крупномасштабных экспериментов по опросу с имитированными участниками из ChatGPT, и они обнаружили, что результаты коррелировали примерно на 0,9 с тем, что люди наблюдали у реальных людей. И, конечно, это не то, для чего кто-то создавал Llama или ChatGPT...
Фельтман: Мм-хм.
Варнум: Но в процессе создания этих моделей, которые могут общаться с нами очень естественным образом, они, кажется, захватили довольно много человеческой психологии.
Фелтман: И вы упоминаете в статье, что некоторые люди уже используют исторические тексты для обучения больших языковых моделей, так что они делают на данный момент?
Варнум: Пока это только первые шаги.
Фелтман: Мм-хм.
Варнум: Люди просто пытаются понять: «Хорошо, если мы обучим модель на основе средневековых европейских текстов, каково ее понимание солнечной системы или, знаете, медицины или биологии?» И у них неверное количество планет. Они верят в четыре жидкости тела.
Так что до сих пор, насколько мне известно, никто не запускал такие тонко настроенные модели через современные эксперименты или исследования, на самом деле, но я предполагаю, что это скоро начнет происходить, и я действительно взволнован тем, что люди обнаружат.
Фелтман: Да. Так что одна вещь, которая пришла мне на ум, когда я читал вашу статью, была присущая нам предвзятость, которую мы видим в ископаемой летописи. Знаете, наше представление о том, как выглядела жизнь в прошлом, зависит от того, что сохранилось, а на это влияют всевозможные факторы, такие как климат и тела организмов, о которых мы говорим. И, знаете, я полагаю, что в большинстве времен и мест в истории определенные люди были слишком широко представлены в письменном тексте. Так как вы предлагаете исследователям ориентироваться в этом, чтобы убедиться, что мы не получаем этого действительно, знаете ли, предвзятого представления о том, какими были люди?
Варнум: Это действительно досадная проблема для такого рода предложений...
Фельтман: Мм-хм.
Варнум: Потому что, ну, на протяжении большей части человеческой истории никто не был грамотным, верно? Письменность появилась сравнительно недавно...
Фельтман: Верно.
Варнум: И в период, когда в некоторых обществах была письменность, очень немногие люди на самом деле умели читать и писать. Еще меньше из них записывали то, что сохранилось до наших дней. И поэтому вы получаете данные, которые будут смещены в сторону людей, которые являются более элитными, которые более образованы.
Фельтман: Мм.
Варнум: И мы думаем, что может быть несколько способов решения этой проблемы, и они несовершенны, верно? Но, может быть, если мы будем использовать их в сочетании, мы все еще сможем немного справиться с предвзятостью, которая будет заложена в этих моделях.
Один из способов заключается в том, что мы довольно много знаем о том, как такие вещи, как социальный класс, влияют на психологию современного населения...
Фельтман: Мм.
Варнум: Так что потенциально мы могли бы немного подстроить эти модели или провести их через эксперименты и опросы, а затем как бы подождать их ответов, чтобы попытаться учесть эту предвзятость. Знаете, в некоторых случаях у нас есть другие источники исторических записей и анализа. В той степени, в которой они более широко охватывают, возможно, менталитет или поведенческие модели прошлых популяций, мы могли бы увидеть, совпадают ли результаты этих исторических больших языковых моделей с такого рода выводами. Но это, конечно, сложно. Это будет реальная проблема, которую нужно будет преодолеть.
Фельтман: Да, и, конечно, это не будет проблемой, которая уникальна для использования исторических данных. Это проблема, которую мы также видим при обучении LLM с использованием современных данных.
Варнум: О, конечно, верно? И, знаете, одна из вещей, которая вдохновила на эту идею, — это работа таких людей, как Мохаммад Атари и Янь Тао, показывающая, что современные большие языковые модели действительно выглядят как-то СТРАННО в том смысле, что они более тесно связаны с психологией людей в западном и англоязычном населении, чем во многих других частях мира, и я имею в виду, эй, это имеет смысл, верно, учитывая, что данные обучения переоценивают эти общества. Но это также довольно волнующе, потому что это предполагает, что если бы у вас был другой тип корпуса, то вы бы уловили часть этого культурного духа времени и часть культурно специфического менталитета людей, которые его создали.
Фелтман: Да, не могли бы вы просто рассказать людям, что означает СТРАННО в этом контексте? Потому что я думаю, что это действительно хорошая аббревиатура [смеется], так что ...
Варнум: Да, так что это аббревиатура, которую Джо Хенрих придумал около полутора десятилетий назад, и она означает западный, образованный, индустриальный, богатый [и демократический]. И вот получается, что меньшинство современных людей живет в таких обществах.
Фелтман: Мм-гм.
Варнум: Но в зависимости от того, как вы это рассмотрите, подавляющее большинство участников поведенческой науки происходят из этих выборок.
И это важно, потому что оказывается, что культура влияет на то, как мы думаем и действуем, самыми разными способами, от ценностей, которых мы придерживаемся, до того, какую межличностную дистанцию мы хотим соблюдать, когда находимся на публике, основных моделей визуального внимания и познания, показателей сотрудничества. Это очень длинный список.
Фелтман: Нет, и я имею в виду, я определенно могу себе представить — вы знаете, очевидно, очень выразительно говорить о древней истории, но я определенно могу себе представить исследователей, пытающихся использовать, вы знаете, некоторые, например, тексты 19-го, 20-го и даже 21-го века из, например, недостаточно представленных групп, чтобы как бы пересмотреть, вы знаете, эти психологические исследования, которые, возможно, оставили без внимания большие слои населения.
Варнум: Да, я думаю, что это невероятно хорошая идея. И в некотором смысле, чем ближе мы вернемся в прошлое, тем легче будет проводить такого рода исследования.
Фелтман: Да.
Варнум: Так что, хотя и интересно думать о том, чтобы отодвинуть границы очень-очень далеко назад, вероятно, начало — знаете, начальная отправная точка будет: «Давайте оглянемся на 100 или 150 лет назад».
Фелтман: Мм, да — ну, и говоря об этом, знаете, представьте на мгновение, что эта идея полностью взлетает, и мы получаем кучу, знаете, проектов по немертвой психологии, каковы некоторые из ваших, типа, вариантов использования мечты для этого?
Варнум: Так что я, я провожу много исследований, основанных на эволюционной психологии.
Фелтман: Мм-хм.
Варнум: И иногда мы проводим эксперимент или опрос, и мы пытаемся получить данные, вы знаете, со всех континентов в мире, правильно, чтобы увидеть, может ли какая-то часть человеческой психологии быть универсальной. И когда мы находим это, это действительно волнительно, но мы делаем выводной скачок от утверждения: «Это, вы знаете, универсально, и это имеет адаптивный смысл», к: «Вот как люди думали в прошлом — и особенно в далеком прошлом».
И поэтому возможность отодвинуть это временное окно назад...
Фелтман: Мм-хм.
Варнум: Знаете, такие люди, как [Дуглас] Кенрик и [Дэвид] Шмитт и другие, обнаружили различия между мужчинами и женщинами в предпочитаемых сексуальных стратегиях: знаете, вы хотите иметь больше партнеров и необязательные отношения или вы предпочитаете иметь более эксклюзивные отношения и меньше партнеров? И это, кажется, справедливо по всему миру, но мы могли бы быть гораздо более уверены в том, что эти вещи действительно являются основной частью человеческой природы, если бы мы начали рассматривать их в обществах, которые жили сотни или тысячи лет назад, я думаю.
Фельтман: Полностью.
Варнум: Идея перспективная и в некотором роде спекулятивная, не так ли? У меня нет ни одной из этих вещей на компьютере, готовой к запуску, но Сачин Банкер и его коллеги недавно опубликовали статью, в которой они заставили GPT-4 сгенерировать десятки новых гипотез для исследований социальной психологии, а затем заставили настоящих социальных психологов сгенерировать новые гипотезы.
Фельтман: Мм.
Варнум: И оказывается, другие социальные психологи считали, что ИИ выдвигает гораздо более убедительные и, вероятно, истинные идеи.
Фелтман: Мм, интересно.
Варнум: Так что в будущем мы можем увидеть, как ИИ используется не только для моделирования участников или кодирования данных, но даже для генерации идей, и вы можете представить себе странные замкнутые циклы, в которых люди вроде меня могут остаться без работы.
Фелтман: [Смеется] Ну, надеюсь, что нет. Я думаю, вы знаете, всегда будет место для этого уникального человеческого фактора. Но я думаю, что здорово думать о том, как ИИ может, вы знаете, действительно стать интересным инструментом для нас, так что большое спасибо, что нашли время прийти и пообщаться с нами сегодня.
Варнум: О, спасибо, Рэйчел. Мне было приятно. Мне понравилась беседа.
Фелтман: Это все для Friday Fascination этой недели. Мы вернемся в понедельник с нашим еженедельным обзором новостей. А в среду мы поговорим о чем-то почти столь же жутком, как призраки ИИ: психологии покупок в Черную пятницу.
Science Quickly продюсируем я, Рэйчел Фелтман, вместе с Фондой Мванги, Келсо Харпер, Мэдисон Голдберг и Джеффом Дельвисио. Шайна Поссес и Аарон Шаттак проверяют факты нашего шоу. Нашу музыкальную тему написал Доминик Смит. Подпишитесь на Scientific American, чтобы быть в курсе последних и подробных новостей о науке.
Для Scientific American это Рэйчел Фелтман. Хороших выходных!
Новость опубликована на сайте scientificamerican.com
Комментарии
Отправить комментарий