Никакого модного нижнего белья на Форуме: Для женщин Древнего Рима нижнее белье вряд ли было сексуальным

 Эмма Саутон, чья новая книга исследует римскую историю через 21 выдающуюся женщину, говорит, что интимная одежда той эпохи была основана на функциональности.

Римлянки в сериале "Спартак".
Римлянки в сериале "Спартак". (Фото: elpais.com)

Забудьте об образах римлян в нижнем белье, популяризированных такими постановками, как «Спартак», «Калигула» и «Эротические ночи Поппеи». В то время женская интимная одежда вряд ли была сексуальной и состояла лишь из очень практичных предметов одежды. Так объясняет прилежная Эмма Саутон, доктор древней истории Бирмингемского университета, во время оживленной беседы, проходящей в Барселоне. Исследования Саутона сосредоточены на сексе, семье, гендере и религии. Она автор книг «Агриппина: самая необыкновенная женщина римского мира» (2019) и «Роковая вещь случилась по дороге на форум» (2020), посвященных преступности в Древнем Риме. Ее последняя книга «История Римской империи в 21 женщине» (Oneworld Publications), в которой женщины Рима вновь становятся главными героями. «Они были там, нам просто нужно было их послушать», — говорит она. Саутон (40 лет, Брайтон, Великобритания) держит слушателя в ладони неотразимым сочетанием эрудиции и чувства юмора, сопровождаемым непристойными фразировками («Атаульфо проткнули по яйцам»), удивительными сравнениями ( круг Катулла и группы Блумсбери, эволюция Октавиана и трансформации покемонов) и импровизированные упреки в адрес классических авторов («ОК, Ливио, какого хрена, друг?»)

В подборке историков римских женщин можно найти такие известные фигуры, как Лукреция, Клодия и Юлия — «вышедшая из-под контроля» дочь Августа — а также различные императрицы и регентши (Юлия Мамея и Гала Плацидия) рядом с весталкой, казненной по обвинению. секс-работница, преданная и милая жена из высшего сословия, деловая женщина из Помпеи, которая владела развлекательным комплексом в городе и, возможно, оказалась похороненной там во время извержения Везувия (Джулия Феликс, которую Саутон беззастенчиво называет «мотомами»), романтическая партнерша командира форта на севере Британии (в Виндоланде), разославшая приглашения своим друзьям, и христианский мученик, брошенный не львам, а бешеной корове. Здесь также изображены три иностранки, две из которых (последние главы книги) воевали против Рима: Картимандуа (которую называют «королевой Квислинга», имея в виду помощь захватчикам ее собственной страны), Боудику и Зенобию. . Любопытно, что Клеопатра в этот список не попала. «Слишком знаменит», — говорит Саутон. Ни Мессалина, ни Поппея. «То же самое, но слишком много скандала», — говорит историк, чей довольно академический вид представляет определенный контраст со скелетом, вытатуированным на ее правой руке, не говоря уже об остром языке, достойном Цицерона (возможно, это нескромное упоминание, учитывая то, что стало на языке Цицерона).

Эмма Саутон. (Фото: elpais.com)
Эмма Саутон. (Фото: elpais.com)


«Я хотела, чтобы были женщины, о которых люди обычно не слышали, или почти не слышали, поэтому здесь нет ни Ливии [в честь которой Саутон назвала свою кошку], ни Агриппины, о которой я написал целую книгу. Речь шла о том, чтобы дать голос другим. Я хотел усложнить представление о Риме, уйти от сильных мира сего и их беспорядков, расширить наше представление. Другим критерием было то, чтобы на мероприятии присутствовали женщины всех исторических эпох Рима, чтобы одновременно предложить хронологический тур по его истории, от основания города до его падения. Я также включил некоторых людей, находящихся за пределами римской сферы, чтобы расширить их перспективу». С этой целью Саутон добавила немного домашнего уюта к двум британкам. Как ей удается найти баланс между исторической серьезностью и этим легким, иногда панковским тоном, как, например, когда она рассказывает, что любовник Адриана Антиной был горячим человеком и мог бы стать хитом в Instagram? «Первый черновик я пишу, чтобы развлечься, потом снимаю шутки. Пишу по ночам и перечитываю утром, удаляя то, что мне уже не смешно. Мой муж помогает мне, читая текст». Саутон говорит, что у нее здоровые отношения с академическими кругами. «Мы ценим то, что я объясняю источники и задаю им вопросы, и что все очень хорошо задокументировано». Она не знакома с Мэри Берд лично («Я ее обожаю!»), но слышала, что другой классик — поклонник ее творчества.

Она согласна с тем, что римская история часто кажется мужчинам более доступной, несмотря на то, что она полна солдат, гладиаторов и политиков. «Представление о Риме, которое мы получили, очень маскулинизировано. Тем не менее, если вы посмотрите глубже, есть много женских фигур, с которыми можно себя идентифицировать. Среди 21 женщины, которую я выбрал, есть всего понемногу, сильные женщины, но и разные модели; поэтесса, успешная бизнесвумен… Разные архетипы, которые позволяют нам понять римскость под другим углом, расширяя ее». Сауттона, что в детстве она почти не интересовалась римлянами. «В Сассексе, где я жил, была только военная история Рима, войны, а я ненавижу войны, ни одна из них не фигурирует в моей книге». (Что не мешает ей, как это ни парадоксально, признаться, что она поклонница романов Бернарда Корнуэлла о стрелке Томе Шарпе из Наполеоновских войн.) «Это было позже, в подростковом возрасте, когда я начал интересоваться римлянами благодаря своему увлечению скандалы и истории об извращениях. Когда читаешь Светония, там полно секса и преступлений». Саутон считает, что «версия Рима на канале HBO с ее эротизмом и насилием является причиной того, что римляне более интересны, чем греки». Она говорит, что во время ее докторской диссертации «наши друзья собрались вместе, чтобы посмотреть сериал «Спартак» со всей его кровью и сексом».

Мозаика на вилле Казале на Сицилии, изображающая женщин в нижнем белье и спортивной одежде.
Мозаика на вилле Казале на Сицилии, изображающая женщин в нижнем белье и спортивной одежде. (Фото: elpais.com)

Каково было быть женщиной в римском мире? «Трудно сказать, существовало множество способов быть одним. Но в целом было тяжело. И не было чувства принадлежности к своему полу, не было сестричества. Женщины не видели себя такими же. Ливия чувствовала себя очень отчетливой и чуждой женщине, которая мыла ей ноги или открывала шторы, чтобы разбудить ее. И все же, у них было кое-что общее: все они находились под контролем мужчины. И ожидалось, что у них будут дети. Это была задача номер один для женщин в Риме и их суть, их определяющий элемент: материнство». По словам Саутона, широко распространенное убеждение (среди мужчин) заключалось в том, что женщины, несмотря на все доказательства обратного, неспособны править, поскольку их считали жестокими и декадентскими — характеристики, которые особенно были связаны с женским темпераментом и отражались как такое в римской литературе. У римлян не было женщин-солдат, воительниц. «Им это показалось неестественным, их это буквально возмутило. Вот почему их так интересовали женщины, воевавшие за другие народы. Римская женщина-воин была немыслима, богиня, да, но женщина… Женщина-солдат казалась им такой же экзотикой, как и существа, описанные Плинием, у которых была ступня, которую они использовали как зонтик». Саутон говорит, что были женщины-гладиаторы, но их считали чудаками, это шутка. «Римляне любят странные вещи, уроды. Во времена Августа напоказ выставляли человека ростом 9 футов 10 дюймов, а во времена Клаудио - кентавра. Именно в этом смысле они изображали женщин-гладиаторов, которых часто ассоциировали с сумасшедшими императорами, такими как Домициан».

В своем профиле мученицы Перпетуи, брошенной диким зверям — в частности, бешеной корове, напоминающей Quo Vadis, — академик поясняет, что обычно жертв нужно было убивать последним ударом, наносимым мечом, как и звери. часто не доводит дело до конца. Она отмечает, что в некоторых случаях заключенных шокирующим образом доставляли к животным, помещая «на римскую версию носилок, к которым был привязан Ганнибал Лектер в «Молчании ягнят». Она говорит, что в эти трудные времена было много театральности и эффектов, жесткого повествования.

Ливия в сериале «Я, Клавдий». (Фото: elpais.com)
Ливия в сериале «Я, Клавдий». (Фото: elpais.com)

На вопрос о ее фаворитке из 21 города Саутона Джулии Бальбилле, поэтессе из двора Адриана (и граффити-художнице египетских Колоссов Мемнона) и Джулии Феликсу, вышеупомянутой помпейской предпринимательнице. Что бы нас удивило, если бы мы могли сегодня пообщаться с древней римлянкой? «Это зависит от женщины. Римский гражданин, казалось бы, весьма озабочен социальным положением каждого, стремясь знать, где находится каждый, чтобы определить иерархию. Ее ужаснул бы эгалитаризм, который она сочла бы оскорбительным, а мы показались бы ей очень индивидуалистическими, потому что в ее мире семья, фамилия, генеалогическая линия были определяющими факторами личности. Прежде всего, больше всего ее шокировало бы то, что у нас нет рабов». Что же касается ее позиции по поводу секса (простите за каламбур), то «мы были бы удивлены тем, как она говорила об этом открыто, очень открыто, даже нахально; мы не осознаем, насколько христианство изменило нас в этом аспекте». Что касается одежды, «она сочла бы скандальным и смешным не только то, что женщины носят брюки, но и то, что их носят мужчины».

Королева Зенобия Пальмирской империи, представленная в работе Герберта Гюстава Шмальца. (Фото: elpais.com)
Королева Зенобия Пальмирской империи, представленная в работе Герберта Гюстава Шмальца. (Фото: elpais.com)

Женственное нижнее белье? «Очень простой. Нижнего белья не было, только накидки на грудь и длинные рубашки. Это было очень практично. Это было бы не слишком интересно. Ничего прозрачного, ничего явного. Всё из хлопка, шерсти и льна. Мы нашли несколько кожаных бикини, но не знаем, была ли это одежда определенных должностей, возможно, женщин-гладиаторов, ничего сексуального». Она цитирует сицилийские мозаики, на которых изображены женщины-спортсменки, одетые в грубые костюмы из двух частей, состоящие из бюстгальтера строфиум или мамилларе и трусиков subligaculum (мужчины носили что-то подобное, когда носили что-нибудь, но их вряд ли можно было назвать Calvin Klein). Шелк. был очень дорогим и редким товаром, «который могли позволить себе только императрицы в очень шикарных оргиях».

Сауттон в восторге от «Гладиатора 2»? «О да, мне бы хотелось увидеть, что сделал Ридли Скотт. Когда я увидел первую, я был так занят, разбирая ее и указывая на все ошибки. Теперь мне жаль, что я был таким придурком и не просто наслаждался этим и развлекался. Как я смеялся над Наполеоном!»

История опубликована на сайте: elpais.com.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Первый ретроградный Меркурий в 2024 году и как он повлияет на ваш знак зодиака

Археологи обнаружили 2000-летнюю женскую мраморную статую