Это будут первые раскопки такого масштаба (видео)

 Археологи о строительстве Северного объезда Львова,Украина.

Строительство Северной объездной дороги Львова планируется уже несколько лет. Это будет первый в Украине четырехполосный автобан, который будет пролегать через Бирки, Завад, Зашкив, Гряду и Малые Подлески. Строительству дороги будут предшествовать масштабные археологические исследования.

ZAXID.NET пообщался с археологами, которые будут работать на этой территории, рассказывает, что там ожидают найти и как эти раскопки могут повлиять на историю Украины.

Проект на 20 лет

О строительстве Северной объездной Львова говорят еще с конца 90-х. Тогда дорогу рассматривали как часть первой концессионной дороги Краковец – Львов. Этот участок трассы планировали строить в третью очередь, но за неимением средств проект так и не воплотили. Впервые археологи появились на месте будущей Северной объездной в 1998 году и смогли провести первые исследования участка и подготовить предварительные данные о находках.

Впоследствии археологи возвращались на этот объект еще несколько раз, однако денег на строительство дороги не было, так что провести масштабные раскопки почти за 20 лет так и не удалось.

В начале 2000-х археологи обследовали трассу от Краковца до Львова, а в 2004-2005 гг. даже провели спасительные археологические исследования отдельных памятников археологии, обнаруженных в пределах трассы. В частности, наша служба исследовала поселения вблизи Гряды и Малых Подлесок. В 2012 году должны были провести дополнительные раскопки на вновь открывшихся объектах, поскольку результаты исследований начала 2000-х не учли всех памятников, но денег на строительство дороги не хватило, поэтому проект отложили», – рассказал ZAXID.NET руководитель НИЦ «Спасательная археологическая служба » Олег Осаульчук.

Вновь вернуться на этот участок археологи смогли только в 2018 году, когда появилась возможность достроить львовскую объездную за кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития. Тогда исследователи локализовали 21 объект археологии, в том числе два древнерусских городища. Большинство из этих находок было обнаружено впервые.

Автобанов в Украине до сих пор не строили

Специалист по археологии времен Киевской Руси Александр Силаев рассказал ZAXID.NET, что территорию будущего автобана будут исследовать в пять этапов, некоторые из них уже начали задолго до строительства.

Первый этап – это библиографический поиск, когда мы работаем со старыми отчетами предыдущих исследователей и пытаемся реконструировать все то, что исследовали они. Это первоначальный этап, без выхода в поле», – говорит Александр Силаев.

Второй этап исследования – разведка, когда археологи выезжают на объект несколькими группами и проходят его, поверхностно обследуя. Это основной способ поиска археологических памятников, объясняет Александр Силаев, во время таких прохождений на поверхности почвы можно найти битые горшки, орудия труда, монеты. Этот так называемый мусор прошлых эпох помогает понять, есть ли на этой территории ценные достопримечательности.

Еще один этап – это непосредственные археологические раскопки и к этому этапу археологи перейдут к самому старту строительства. В случае с Северной объездной он продлится около 15 месяцев.

Археологи надеются на находки во время этих раскопок, ведь исследования таких масштабов в Украине до сих пор не проводили. Например, Модричах, при строительстве объездной дороги Трускавца, представители «Спасательной археологической службы» обнаружили неолитическое поселение культуры линейно-ленточной керамики в возрасте 7000 лет, которая считается более древней, чем трипольская. Среди находок – керамика и кремниевые орудия труда.

«Эти раскопки будут самыми масштабными, когда-либо проводившимися на территории Украины», – уверяет Александр Силаев.

Археологи будут наблюдать и во время строительства

Четвертый этап – это археологический надзор за земляными работами в охранных зонах обнаруженных памятников, ведь их границы не всегда удается точно установить по результатам разведок.

Так, например, произошло во время капитального ремонта дороги Жовква – Каменка-Бугская. На разрытой обочине дороги археологи обнаружили тысячелетнее горно для выплавки железа.

После археологических раскопок и надзора археологи еще несколько лет будут прорабатывать найденное. Исследуют находки антропологи, нумизматы палеоботаники, реставраторы и другие специалисты.

Что могут найти на Северном обходе

Археологам придется обработать около 100 тыс. м2 площади в пределах будущей автомагистрали. Предыдущие исследования выявили 21 памятник археологии, большинство из которых – это поселение, и два древнерусских городища XI-XIII вв. – Ракитнянское и Завадовское.

Хронологический разброс памятников очень велик. Самые ранние материалы уходят в эпоху палеолита – 40-60 тыс. лет назад. Археологи нашли также много материалов эры неолита, когда люди начали строить первые дома, одомашнивать животных и заниматься сельским хозяйством. Такие находки датируют примерно V-IV тыс. до н. э. Есть также находки бронзового века (III тыс. до н. э.).

«На 10 памятниках есть материалы раннего железного века, относительно которого в Украине возникают дискуссии. До сих пор мы не можем сказать, что находки VIII-V до н. е. принадлежат к определенной культуре, а можем выделить их только в определенную культурную группу. Такая коллизия существует потому, что исследователи до сих пор не собрали соответствующее количество материалов. Мы надеемся найти их во время этих раскопок, что позволит выделить целую культуру», – говорит Александр Силаев.

Самым известным артефактом ныне на территории будущего автобана есть римский меч, так называемый «гладиус». Его нашли случайно на пашне в Малых Подлесках. Мечу около полутора тысяч лет.

«Обнаруженный меч очевидно происходит из захоронения пшеворской культуры. Это означает, что мы, вероятно, будем исследовать древнее кладбище германских племен. Точно известно также, что во время археологического надзора будем изучать древнерусские городища, расположенные в 15-80 м от будущей дороги. Есть вероятность, что у подножия городища могут быть остатки должности или окрестного поселения, ведь под укреплениями городища также селились люди», – рассказывает Александр Силаев.

Для раскопок на Северной объездной необходимо привлечь несколько сотен специалистов, а это для Украины проблема. По словам работников «Спасательной археологической службы», профессиональных археологов в Украине около трехсот и этого мало. Поэтому для исследования территории будут привлекать волонтеров и студентов.

«Соискатели искажают историю»

Археологи рассказывают о будущих находках на Северной объездной очень осторожно, поскольку на месте раскопок уже активно работают кладоискатели. Несколько лет назад «Спасательная археологическая служба» запустила ряд промо роликов, чтобы показать масштабы археологических исследований вдоль будущего автобана. После этого, рассказывают археологи, в Малых Подлесках, Гряде и Завадове начали работать черные археологи, незаконные раскопки которых могут значительно исказить общую картину будущих научных выводов.


«Мы запустили несколько промо роликов с нанесенными на карту находками, чтобы показать, что Северный обход – это не только классный проект для автомобилистов, но и риск для объектов культурного наследия. Однако мы получили негативный эффект от своей промо-акции – строительство задержалось, а кладоискатели начали шарить на достопримечательностях. В глазах кладоискателей появились кассовые аппараты. Они полагают, что в окрестностях Подлесок есть целые захоронения с мечами и наконечниками копий. На самом же деле неизвестно, будут ли там еще какие-то находки», – рассказывает Олег Осаульчук.

Во время раскопок важна не только сама находка, но и где ее нашли. Археолог Александр Силаев говорит, что кладоискатели изымают изделия из цветных металлов, затем археологи исследуют это место и ошибочно приходят к выводу, что поселение было бедным на металл. Такой вывод ошибочен и искажает историю.

«Археологи после нескольких этапов раскопок обрабатывают находки, описывают их и передают в музеи. Правильно описанные находки позволяют понять, к какому периоду относится поселение и чем занимались тогдашние люди. Если же перед археологами поработали кладоискатели, преимущественно похищающие находки для продажи, теряется научная информация, которая может повлиять на достоверность исторических выводов», – заключает исследователь.

Археологи призывают правоохранителей и органы, занимающие охрану культурного наследия, проверять деятельность «черных» археологов, чтобы они не разворовывали территории, которые еще не исследовали археологи.

Когда начнут строить Северную объездную

Начать строительство автобана надеялись осенью 2021 года, однако до сих пор не выкуплены еще несколько частных участков, через которые будет пролегать дорога. В Службе автомобильных дорог Львовщины ZAXID.NET не смогли уведомить о приблизительных сроках начала строительства дороги, ведь после выкупа всех участков необходимо будет объявить тендер на подрядчика, который отсрочит начало строительства еще на несколько месяцев.

Источник 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Ретроградный Меркурий в Овне станет пиком хаоса

Дорогие боги, когда это закончится? Почему апрель — астрологический кошмар

Почему апрельское полное солнечное затмение станет историческим событием в США

Все об апрельском полнолунии и его значении для вашего знака зодиака

Все об апрельском новолунии и о том, что оно означает для вашего знака зодиака