Краткая история каннибализма: не только дело вкуса

 


Каннибализм в истории человечества редко связан только с едой. Оно даже стало оправданием западных империалистов для объяснения порабощения миллионов.

Для тоталитарных муравьев каннибализм является мерой контроля размера популяции некоторых видов, и некоторые доходят до поедания тех, кого считают «инвалидом». Когда наступают тяжелые времена и заканчивается еда, колония нападает на молодых особей. Семейный каннибализм в экстремальных условиях наблюдался и у различных других животных: например, поедание потомства в состоянии стресса наблюдалось у всех видов животных, от медведей до птиц и рыб.

Некоторые животные, такие как хомяки или медведи, могут поедать свое потомство, если их потревожить, голодать или когда детеныши мертворождены или слабы; у практики есть дополнительная ценность подготовки матери к следующему репродуктивному марафону. А одни лягушки... других лягушек просто едят. Других видов или не других видов.

Хотя матери нередко съедают своих детенышей, обратное случается крайне редко. Матрифагия, также известная как «съешь свою мать», была зарегистрирована у некоторых видов насекомых, пауков и скорпионов, которые «запрограммированы» поедать своих матерей заживо. А соперничество между братьями и сестрами так же старо, как... братья и сестры. Когда песчаная тигровая акула беременеет, у нее обычно бывает несколько эмбрионов от нескольких самцов, но выживает только один голодный победитель. Как только зародыши становятся достаточно взрослыми, внутри утробы происходит каннибальская битва.

Сексуальный каннибализм — совсем другая грань этого явления. Некоторые виды богомолов являются самыми извращенными из всех, поскольку самка поедает своих партнеров в середине полового акта: у тех видов, у которых это происходит, самцы в конечном итоге теряют голову из-за своих голодных «одноразовых блюд».

Некоторые пауки тоже так делают. Например, красноспинный паук-самец добровольно жертвует собой в середине сексуальной одиссеи, что не мешает ему передать свое семя, в то время как его партнер сосредоточен на его поглощении.

Это может выглядеть ужасно в соответствии с нашими современными человеческими нравами, но каннибализм является естественным поведением для многих видов. Однако для человека это вопрос выбора.

Кусочек меня?

Если оставить в стороне отчаянные обстоятельства, у некоторых народов возникла одна форма, основанная исключительно на принципах: религиозный каннибализм.

В Древнем Китае легендарный философ и политический теоретик Конфуций проповедовал доктрину в VI–V веках до н. э. который сосредоточился на этике и морали. Для его последователей не было ничего более священного, чем собственное тело, поскольку оно рассматривалось как продолжение рода. Преднамеренное ранение или обращение с ним без уважения считалось богохульством. Однако было одно примечательное исключение в отношении причинения себе вреда: случай гэгу (割 股), немного экстремальная практика только для самых преданных, которая процветала во времена династии Тан (618–907 гг. Н. Э.).

Гэгу заключался в отрезании куска мяса от бедра или любой другой части тела с намерением приготовить его для больного любимого человека. В большинстве описаний сын или невестка тайно совершают действие за родителя, который не знает о происхождении еды (или делает вид, что не знает).

Только после того, как счастливый пациент выздоравливает, действие становится раскрытым. Однако исцеляющей ценностью обладает не плоть, а само действие, замечательное проявление сыновней почтительности, лежащее в основе конфуцианства.

Рецепт мумие

Европейский ум казался немного менее склонным к самоповреждениям, но, похоже, не придирался к потреблению других. Возьмите медицинский каннибализм, который практиковался в различных формах с древних времен.

Одним из самых популярных был медицинский вампиризм, процветавший в Древнем Риме в имперский период. Две тысячи лет назад Плиний Старший описал людей, собирающих «теплую, живую кровь» из тел убитых гладиаторов, которая, согласно этрусским преданиям, лечила эпилепсию. Римляне также сходили с ума по человеческой плоти, сердцу, мозгу младенца, костному мозгу и другим «вкусным» частям тела.

С начала XII века европейцы ели и нюхали египетские мумии, ибо считалось, что подлинное мумифицированное тело (особенно древнее) является лекарством от всяких недугов. Мумие стало «универсальной панацеей».

Практика достигла своего пика в 16-м и 17-м веках. И европейцы не ограничивались употреблением в пищу мумий: подобно римлянам, они поглощали человеческую кровь (практика, горячо рекомендуемая врачами с поправкой на сезонность в конце 18 века), а также ели всевозможные органы и костный мозг. Эта практика была распространена среди наиболее респектабельных членов общества.

По словам Никасия ле Фебюра, который был назначен королевским профессором химии и аптекарем Карлом II Английским, лучшие мумии «были телами, высушенными в горячих песках Ливии». В противном случае французский химик рекомендовал употреблять в пищу высушенный труп мужчины (разумеется, здорового) от 25 до 30 лет, который либо умер от удушья, либо от повешения.

Поглощение других не имело большого значения и для тех, кто «близок» к Богу. Пуританин Эдвард Тейлор, врач с более чем 40-летним стажем и пастор в Вестфилде, штат Массачусетс (1671-1729), давал лекарства, сделанные из человеческих трупов. Мы находим человеческие части, перечисленные в его рукописном медицинском «диспансере».

Для тех, кто больше любил настоящие мумии, если кто-то хотел убедиться, что он или она потребляет «настоящую сделку», в знаменитой Лондонской фармакопее 1747 года отмечалось, что вкус мумии был «несколько едким и горьковатым». . Поскольку мумий для вандализма стало не хватать, они начали готовить их с нуля.

Если кто-то не был уверен в рецепте, в английском словаре Сэмюэля Джонсона 1785 года было указано, что его можно найти в аптеке с «слегка» извращенным описанием: «То, чем снабжают наших аптекарей, является плотью любых тел». могут получить [создатели мумий], которые наполняют их… обычным битумом… и добавляют алоэ… отправляют запекать в печь, пока не испарятся соки и не проникнет бальзамирующее вещество».

Всего столетие назад немецкая компания E. Merck Darmstadt, которая впоследствии превратилась в транснационального фармацевтического гиганта Merck, предлагала в своем каталоге «настоящую египетскую мумию, пока есть в наличии, по 17 марок 50 за килограмм» (настоящая сделка). Объявление было опубликовано в Verleichende Volksmedizin (Сравнительная народная медицина) в 1908-09 гг.

Как и все змеиное масло, трупное лекарство обещало лучшее здоровье, и идеальным кандидатом на съедение (в виде порошка или высушенного куска плоти или органа) был молодой, здоровый парень, умерший быстрой и насильственной смертью. Почему? Потому что они думали, что быстрая смерть захватит саму сущность человека.

Конечно, европейцы, занимавшиеся трупной медициной, не считали себя каннибалами; для них этот термин был зарезервирован для диких нехристиан, живших на краю цивилизации.

По иронии судьбы, в начале христианства римляне заклеймили членов новой «секты» как диких каннибалов за то, что они поедали «тело и кровь» своего Бога во время ритуала Евхаристии — этого было достаточно, чтобы оправдать христианские гонения. История повторяется.

Конечно, вряд ли кто-то мог отрицать существование каннибализма выживания, даже среди самых «цивилизованных», но многие каннибалистические версии были не результатом голода, а войны. Например, Аппиан описывает осаду Нуманции римскими войсками. Осажденное население, по словам историка, «одичало в душе» съеденной пищей. Их заставляли варить человеческие тела, начиная с тех, кто умер естественной смертью; но, заболев от уже разлагающейся плоти, стали налагать руки на слабых, но еще живых и свежих.

Среди других тревожных рассказов есть рассказ Фулчера Шартрского, французского капеллана, который присоединился к Первому крестовому походу в 1097 году под предводительством принца Балдуина, который впоследствии стал королем Иерусалима. Священник описывает каннибальское «пиршество» после осады Маарата в Сирии год спустя: «Я с содроганием говорю, что многие из наших людей, измученные безумием чрезмерного голода, вырезали куски из ягодиц уже умерших там сарацинов, которую они приготовили, но когда она еще недостаточно прожарилась на огне, они сожрали ее свирепым ртом».

Дикие каннибалы

Между тем, игнорируя склонности своего народа, древние писатели часто изображали каннибалов как чудовищных недочеловеков. На протяжении более 2000 лет «цивилизованные» европейцы купались в вере в то, что людоедская раса с собачьими головами жила за пределами света греко-римской цивилизации в каких-то малоизвестных землях.

Самое раннее известное упоминание о них содержится в Indica, V веке до н. э. работа, написанная Ктесием, греческим врачом Артаксеркса II из Персии. Он был первым выдающимся писателем, сообщившим о темнокожих собачоподобных существах, которые жили в Индии и с удовольствием поедали человеческое мясо.

Он был не единственным. Геродот тоже писал об андрофагах (людоедах), якобы живущих в Индии, а Плиний Старший поместил их в Эфиопию.

Можно подумать, что это были сказки на ночь для непослушных детей, но когда Александр Македонский вторгся в Индию в 4 веке до н. э., он написал своему дорогому учителю Аристотелю, что сражался с собачьими людьми, «киноцефалами».

Когда предприимчивые европейцы начали исследовать новые многообещающие земли, они принесли с собой свое представление о каннибализме. Среди первых смельчаков был Марко Поло (один из первых современных создателей/распространителей фейковых новостей), который утверждал, что люди с острова Ангаманаин среди Андаманских островов были циноцефалами и ели всех, кого могли поймать: «Я Уверяю вас, у всех людей этого острова Ангаманаин головы, как у собак, и зубы, и глаза такие же, и в самом деле, лицом они все точь-в-точь как большие мастифы! , и съедать всех, кого смогут поймать, если только они не принадлежат к их собственной расе», — писал он.

Когда немного более трезвый Христофор Колумб впервые высадился в Карибском море, он описал индейцев араваков как мирных, щедрых и даже готовых к обращению в христианство. Однако его отчеты изменились, когда он понял, что золото не растет на деревьях. Поэтому ему пришла в голову идея отлавливать и продавать людей.

Проблема заключалась в том, что его королевская покровительница, Изабелла Испанская, осуждала рабство на том основании, что эта практика несовместима с христианскими ценностями. Однако была лазейка. Справедливая королева постановила, что если коренные жители миролюбивы и желают подчиниться испанской короне, с ними будут обращаться гуманно; впрочем, если бы они были кровожадными людоедами, то их можно было бы поймать и продать.

Второе путешествие Колумба в Карибское море в 1493 году было богато встречами с опасными каннибалами, которых выследили и отправили в Европу.

Именно тогда впервые появилось слово «каннибал». Первоначально это слово относилось к карибам на Антильских островах, которые употребляли в пищу человеческое мясо: этот термин быстро стал синонимом всех пожирателей мужчин. Можно утверждать, что самым значительным достижением Колумба было то, что он был отцом-основателем первой работорговли в Атлантике.

Во всяком случае, именно так Колумб и его товарищи, в том числе Эрнандо Кортес в Мексике и Франсиско Писарро в Перу, стали называть тысячи людей в Новом Свете каннибалами. Исследователи, как правило, подчеркивали насильственную сторону каннибализма, но они умалчивали или не знали, что каннибализм иногда совершался из любви и преданности. Например, коренные жители Бразилии, варио, пришли в ужас, узнав, что европейцы хоронят их людей. Для них было немыслимо оставить близкого человека гнить и быть съеденным червями. Поедание частей тела рассматривалось как лучший способ сохранить жизнь этого человека.

Конечно, нет никаких сомнений в том, что в некоторых культурах Америки практиковался каннибализм, который имел мало общего с привязанностью. Например, мы знаем, что ацтеки совершали ритуальные жертвоприношения, после которых выпивали кровь жертвы и поедали ее или ее сердце (если не больше).

В конечном счете, урок истории состоит в том, что каннибализм стал убедительным оправданием, используемым западными империалистами для объяснения порабощения миллионов. В конце 19 и начале 20 веков западное увлечение «дикарями» привело к созданию человеческого зоопарка, где выставлялись захваченные люди как живые образцы ранних стадий человеческой эволюции.

Один тревожный случай произошел с Ото Бангой, молодым конголезцем, которого выставили в клетке с орангутангом. Ото Банга был еще ребенком, когда его схватили и перевели в зоопарк Бронкса в Нью-Йорке. Поскольку его зубы были церемониально зазубрены, его держали за решеткой, окружив разбросанными по полу костями, и рекламировали как каннибала. The New York Times опубликовала заголовок: «Бушмен делит клетку с обезьянами Бронкс-парка» и заверила своих читателей, что они не должны его жалеть, потому что он «из той расы, которую ученые не оценивают высоко по человеческой шкале. " Это было в 1906 году, через четыре десятилетия после отмены рабства в Америке.

Источник 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Ретроградный Меркурий в Овне станет пиком хаоса

Дорогие боги, когда это закончится? Почему апрель — астрологический кошмар

Почему апрельское полное солнечное затмение станет историческим событием в США

Все об апрельском полнолунии и его значении для вашего знака зодиака

Все об апрельском новолунии и о том, что оно означает для вашего знака зодиака