Тайна «сгоревшего дома»: почему эта древняя культура поджигала собственные дома каждые 60 лет?

 Археологические данные свидетельствуют о том, что поджоги не были случайностью.

Воссоздание горящего Кукутень-Трипольского дома. (Фото: daily.jstor.org)
Воссоздание горящего Кукутень-Трипольского дома. (Фото: daily.jstor.org)

Между 5500 и 2750 годами до нашей эры современные страны Румынии, Молдовы и Украины были населены слабо связанной группой людей, известной как культура Кукутень-Триполье. Хотя культура Кукутени-Триполья не так известна, как шумеры соседней Месопотамии, она не менее значительна. Это старейшее известное общество в Европе и вполне возможно, что оно было одним из ключевых прародителей человеческой цивилизации в целом.

Расположенная между Карпатскими горами и реками Днепр и Днестр, Кукутень-Трипольская культура, названная в честь двух мест раскопок, расположенных в Румынии и Украине соответственно, была невероятно развитой для своего времени. Они выращивали пшеницу, ячмень и бобовые; построили большие печи для обжига разноцветной глиняной посуды и статуэток; и носили украшения из меди. Из меди были сделаны их топоры, которыми они рубили деревья из-за их впечатляющей архитектуры. На самом деле, «впечатляюще» может быть преуменьшением. Укрепив деревянные каркасы высушенной глиной, представители культуры Кукутень-Триполья смогли построить одни из самых больших зданий в мире, с несколькими этажами и площадью до 7534 квадратных футов, что почти равно размеру двух целых баскетбольных площадок.

Культура Кукутени-Триполье не только построила одни из самых больших зданий своего времени, но и имела самые большие поселения. (Фото: daily.jstor.org)
Культура Кукутени-Триполье не только построила одни из самых больших зданий своего времени, но и имела самые большие поселения. (Фото: daily.jstor.org)

Здания Кукутень-Триполье на протяжении веков озадачивали археологов. Причина не в размере построек, а в их своеобразной сохранности – состоянии, которое при ближайшем рассмотрении указывает на то, что тщательно спланированные поселения этой культуры неоднократно таинственным образом сжигались дотла каждые 60–80 лет.

Сгоревший дом Горизонт

Кукутени-Триполье — не единственная доисторическая культура, летопись которой написана в огне. Кажется, в неолитической Центральной и Восточной Европе дома сгорали так часто, что у этого явления появилось академическое название: «горизонт сгоревшего дома». Придуманный британско-американским археологом Рут Трингем, он обозначает территорию, которая, помимо Румынии, Молдовы и Украины, охватывает части современной Сербии, Хорватии, Болгарии и Венгрии, где проживают Криш, Старчево, Дудешти, и народы Винча, и это лишь некоторые из них.

Более интересными, чем горизонт сгоревшего дома, являются его основные причины. Долгое время считалось, что пожары начались по более обычным причинам: удару молнии или нападению противника. Это разумная гипотеза, особенно если учесть, что большинство доисторических домов были заполнены легковоспламеняющимися материалами, такими как зерно и текстиль. Кроме того, зачем кому-то намеренно уничтожать свою собственность?

Играя в адвоката дьявола, исследователи нашли несколько удивительно веских причин. Мирьяна Стеванович, археолог из Сербии, утверждает, что конструкции внутри горизонта сгоревшего дома «были разрушены в результате преднамеренного поджога и, скорее всего, по причинам символического характера». Ее исследования восходят к исследованиям Викентия Хвойки, исследователя-новатора трипольской стороны Кукутень-Трипольской культуры, который считал, что дома сжигались после смерти жителей, превращая их из жилищ живых в то, что он называл «домами живых». мертвый." Трингем также интересовалась возможным культурным значением этой практики, посвятив часть своей статьи 1994 года на эту тему вымышленному, но правдоподобному рассказу о женщине Винча, которая, выйдя замуж за жестокого человека, не может не получать извращенное удовольствие от наблюдая, как имущество ее родственников превращается в пепел.

Горизонт сгоревших домов охватывает большую часть Восточной Европы. (Фото: daily.jstor.org)
Горизонт сгоревших домов охватывает большую часть Восточной Европы. (Фото: daily.jstor.org)

Евгений Юрьевич Кричевский, российский археолог, придерживался более прагматичного подхода. Он предположил, что доисторические народы Восточной Европы не столько разрушали свои структуры, сколько укрепляли их. По его словам, жар пламени превратил бы глиняные стены в керамическую поверхность, а дым окурил бы жилое помещение. Более поздние исследования стали еще более прагматичными, предполагая, что старые постройки сжигались главным образом ради освобождения места для новых.

Реконструкция прошлого

Есть несколько способов проверить эти теории, большинство из которых указывают на сами места раскопок. В 2022 году группа венгерских археологов и защитников природы попыталась лучше понять природу горизонта сгоревшего дома, проанализировав почву и растительный материал, обнаруженный на участке недалеко от Будапешта. Из трех известных случаев поджогов на месте под названием Сазхаломбатта-Фёлдвар два, судя по всему, были инициированы намеренно.

Археологи Артур Банкофф и Фредерик Винтер пошли в другом направлении. В 1977 году пара купила полуразрушенный дом у крестьянской семьи в долине реки Нижняя Морава в Сербии, которая тогда была частью Югославии. Вместо того, чтобы ремонтировать это место, которое оказалось сделанным из того же материала, что и конструкции горизонта сгоревшего дома, археологи хотели посмотреть, что произойдет, если они подожгут его. Хотя деревянная крыша, что неудивительно, была разрушена, оштукатуренные глиняные стены дома остались на удивление нетронутыми. Это, а также тот факт, что для эксперимента потребовалось огромное количество топлива, позволяет предположить, что доисторические поджоги были преднамеренными, а не случайными.

Большой дом в стиле Кукутень-Триполье. (Фото: daily.jstor.org)
Большой дом в стиле Кукутень-Триполье. (Фото: daily.jstor.org)


Банкофф и Уинтер — не единственные исследователи, совершившие поджог во имя науки. В 2018 году команда украинских и британских археологов сожгла не одно, а два исторически достоверных сооружения. Этот эксперимент был немного другим: вместо того, чтобы приобретать уже существующий дом, испытуемые строили его с нуля в стиле культуры Кукутени-Триполье. Тем не менее, результаты были почти идентичными. Стены обоих зданий остались нетронутыми, как и различные глиняные горшки и статуэтки, помещенные в них исследователями. Более того, ни один из пожаров не смог распространиться, что указывает на то, что практика была безопасной и контролируемой.

В очередной раз исследователи были поражены количеством топлива, которое, должно быть, использовали доисторические люди, чтобы достичь максимальных температур, зафиксированных в отложениях. В частности, для каждого одноэтажного здания потребовалось бы более 130 деревьев дров, а для двухэтажных — 250 деревьев. Таким образом, для поселения из 100 домов потребовались бы поразительные 3,8 квадратных миль леса. Это, по мнению исследователей, не только исключает возможность того, что горизонт сгоревших домов можно объяснить в первую очередь войной, лесными пожарами или другими несчастьями, но также показывает, что доисторики должны серьезно относиться к логистическим подвигам, на которые были способны эти древние культуры.

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Ретроградный Меркурий в Овне станет пиком хаоса

Дорогие боги, когда это закончится? Почему апрель — астрологический кошмар

Почему апрельское полное солнечное затмение станет историческим событием в США

Все об апрельском полнолунии и его значении для вашего знака зодиака

Все об апрельском новолунии и о том, что оно означает для вашего знака зодиака