Мы ошиблись с мумиями Древнего Египта?

 Люди давно хотели заглянуть внутрь оболочек мумий и увидеть «настоящих» людей под ними. Но новое шоу отказывается от сканирования и чествует мертвых по своему усмотрению, пишет Холли Уильямс.

Мумии, как и оборотни, вампиры и ведьмы, стали легендой в народном воображении. Идея тел древней цивилизации, таинственным образом сохранившихся на протяжении тысячелетий, обнаруженных в сверкающих гробницах, всегда привлекала: от викторианцев, устраивающих вечеринки по «разворачиванию» мумий, до «Тутмании» 1920-х годов после открытия гробницы Тутанхамона. , до множества фильмов, от фильмов ужасов «Хаммер» до фильмов об Индиане Джонсе.

Учитывая все это, неудивительно, что мифов и заблуждений о них предостаточно. Но британская выставка призвана пролить новый свет на эту древнюю практику и, возможно, даже изменить нашу точку зрения.

Манчестерский музей на севере Англии вновь открылся в прошлом месяце после проекта реконструкции стоимостью 15 миллионов фунтов стерлингов, и их бесплатная открытая выставка «Золотые мумии Египта» демонстрирует их невероятную коллекцию египтологии. Он включает восемь мумий, датируемых греко-римским периодом (300 г. до н.э. - 300 г. н.э.), привезенных в Великобританию археологом Флиндерсом Петри после его раскопок в 1888–1890 и 1911 годах огромного некрополя в Хаваре, в районе Файюм к югу от Каира.

Шоу прибыло домой в Манчестер после турне по Северной Америке и Китаю, когда музей был закрыт на ремонт. И теперь Кэмпбелл Прайс, куратор, выполняет что-то вроде миссии: изменить то, как мы думаем и говорим о мумиях.

Перевернуть повествование о мумии

Во-первых, что довольно необычно в наши дни, они не включают ни рентгеновские снимки, ни компьютерную томографию человеческих останков под обертками; нет никаких биомедицинских предположений о том, сколько лет было этим людям, когда они скончались или как они умерли. Сканы мумий были включены во время тура шоу, но теперь они были удалены (что потребовало переделки информационных дисплеев с некоторыми затратами), чтобы отразить новое мышление Манчестерского музея о том, как представлять такие деликатные артефакты. «Мы отказываемся от этого желания развернуться», — говорит Прайс, добавляя, что они надеются «перевернуть повествование», переориентировав внимание «изнутри — то, что, как мы ожидаем, мы имеем право видеть — наружу — то, что древние египтяне ожидали увидеть от людей».

Вместо того, чтобы включать в себя, возможно, вуайеристские предположения о человеческих останках, «Золотые мумии» больше фокусируются на удивительных оболочках, которые египтяне создали для своих мертвых, чтобы провести в них вечность.

И это главный миф, который Прайс надеется разрушить: на самом деле мумии предназначались не для сохранения мертвых, а для превращения мертвых в богов. Демонстративно украшенные гробы и оболочки не отражают человека внутри, а используют божественные, идеализированные образы, чтобы помочь духу жить дальше в большей славе. Используя иконографию, связанную с погребальными богами — богом-мужчиной Осирисом и богиней-женщиной Хатор — бальзамировщики как бы заверяют, что да, этот человек готов к загробной жизни.

Я был в больницах, где мумии были помещены в компьютерную томографию, и там есть египтологи, биомедицинские египтологи и клиницисты, и никто не может согласиться с тем, что показывает компьютерная томография – Кэмпбелл Прайс.

«Есть тексты, в которых говорится, что «мертвый человек станет богом» — это и есть процесс мумификации», — настаивает Прайс. «Когда мы находим мумии, которые современные люди считают «хорошо сохранившимися», это может быть симптомом, а не намерением».

Некоторые доказательства этого можно найти в том факте, что у мумий позднего периода, таких как те, что показаны в манчестерском шоу, часто даже не удаляли органы. Тот факт, что обеспечение аккуратного сохранения всего физического тела явно не всегда было целью, возможно, предполагает, что на самом деле это никогда не могло быть единственным или основным намерением, а скорее всего лишь одним из аспектов более широкого ритуала, связанного со смертью.

«В самой египтологии сложился миф о том, что в Древнем Египте было много экспериментов [в бальзамировании], они делали это правильно в течение нескольких поколений, а затем «забывали», как это делать», — говорит Прайс, звуча глубоко неубежденно. «И оно просто снижается, пока вы не дойдете до греко-римского периода, когда они настолько не заботятся о внутренностях, что не удаляют внутренние органы, они просто заливают смолой, и они делают это красиво». на внешней стороне."

Он считает это снисходительной и колониальной интерпретацией, полагая более вероятным, что длительное физическое сохранение тела всегда было просто менее значимым, чем совершенный, ритуальный акт подготовки тела к загробной жизни — по сути, придание умершему сказочного Отправить.

Глядя на выставку, на позолоченные маски и украшения, причудливо нарисованные иероглифы, узоры и сцены, невозможно не поразиться тому, насколько живыми все еще остаются мумии. Хотя теперь они отображаются горизонтально, считается, что эти мумии более позднего периода, вероятно, стояли вертикально, чтобы выставляться на всеобщее обозрение и восхищаться ими в течение многих лет, возможно, даже поколений, после их смерти - как своего рода «божественная статуя». При слабом освещении, отражающем все это золото, атмосфера на выставке действительно кажется благоговейной.

И именно это внешнее обожествление находится в центре внимания шоу — вместо того, чтобы сканировать гробы, чтобы увидеть, хорошо ли сохранились люди внутри, или у них были проблемы с коленями, или они умерли от рака.

«Я хочу уйти от этой биомедицинской интерпретации и сосредоточиться на том, чтобы стать богом», — говорит Прайс. «Я не говорю, что все эти научные исследования «плохие» и их не следует проводить. Я просто говорю, что это шанс взглянуть на материал по-другому».

Отчасти это касается уважения; Заявленная миссией нового директора Манчестерского музея Эсме Уорд для учреждения состоит в том, чтобы «построить взаимопонимание между культурами и более устойчивым миром», при этом их основными ценностями являются «включение, воображение и забота». И говоря о проявлении заботы, в случае с этой конкретной выставкой, было важно, чтобы команда, стоящая за ней, признала, что нам никогда не суждено было заглянуть под покровы мумий.

Некоторые в этом секторе даже предлагают вообще не выставлять мумии; в 2020 году Музей Питта Риверса в Оксфорде удалил мумию вместе с другими человеческими останками, такими как усохшие головы, со своих экспозиций. Решение было принято после исследования аудитории, которое показало, что посетители часто воспринимали экспонаты музея с человеческими останками как «свидетельство того, что другие культуры являются« дикими »,« примитивными »или« ужасными »… [усиливающими] расистские стереотипы». Музей заявил, что решение удалить человеческие останки было попыткой «продемонстрировать наше уважение к сообществам по всему миру, с которыми мы работаем».

«Совершенно ясно, что древние египтяне, участвовавшие в создании подобных произведений, не хотели, чтобы их распаковывали», — подтверждает Прайс. Но не только чувствительность к этому повлияла на принятие решений Манчестерским музеем: он также не очень убежден в доступных нам научных данных. «Я был в больницах, где мумии помещали в компьютерную томографию, и там есть египтологи, биомедицинские египтологи и клиницисты, и никто не может согласиться с тем, что показывает компьютерная томография», — смеется он. В конце концов, компьютерная томография предназначалась для живых тел, а не для высохших трупов. «Вы можете сказать: «Это свидетельство состояния здоровья», а кто-то другой скажет: «Нет, это эффект мумификации». Что-то может выглядеть как обызвествленная этажерка или окаменелый динь-дон, но на самом деле вы должны признать обратиться к публике и сказать: «мы не знаем».

Наследие западных археологов, распаковывающих мумии (часто уничтожая их в процессе), также имеет привкус колониальных прав: от викторианцев, превращавших «развертывания» в жуткое развлечение, до того факта, что некоторые институты продолжали разворачивать во имя исследований. вплоть до 1980-х гг. С тех пор преобладала цифровая распаковка, которая, конечно же, не повреждает мумии. А компьютерная томография может предоставить поразительные детали: от обнаружения амулетов, закопанных вместе с телом, до того, насколько затвердела артерия.

Аргумент в пользу «распаковки»

Высказывание против «распаковки» несколько спорно: многие будут думать, что стремление к знаниям важнее всех других соображений, или что по прошествии тысячелетий беспокоиться о чувствах умерших — это чрезмерно благоговейно. «Некоторым биомедикам [египтологам], возможно, разбили носы; более усердные ученые могут быть разочарованы [нашей выставкой]», — признает Прайс. Манчестерский музей также противопоставляет себя другим известным учреждениям, таким как Британский музей, чья выставка «Изучение древних жизней» буквально посвящена использованию сканирования для очеловечивания людей внутри их мумий.

Впервые увиденная в самом музее в 2014 году, эта выставка с тех пор совершила огромный международный тур; в этом году он направляется в Японию и Испанию. Никто из Британского музея не хотел обсуждать это для этого произведения, хотя в статье для BBC Culture в 2014 году первоначальный куратор Джон Тейлор сказал, что их намерение состояло в том, чтобы «вернуться к идее, что когда-то это были настоящие, живые люди».

Шоу, которое посмотрели более 2 миллионов посетителей, предлагает убедительные идеи и предположения о поле, возрасте, здоровье и даже диете шести мумифицированных людей. «Только благодаря изучению бережно сохраненных останков мы можем углубить наше понимание людей, живших тысячи лет назад», — написали кураторы Мари Ванденбеуш и Даниэль Антуан.

Одна вещь, которую их исследование действительно показывает, заключается в том, что часто существует разрыв между тем, каким было физическое тело после смерти, и внешним изображением на покрытиях, на которых изображены идеализированные фигуры. Наиболее отчетливо это видно в случае с мумифицированными детьми, которых изображали взрослыми – чтобы позволить им прожить свою лучшую (после)жизнь. Для Прайса это только подтверждает идею о том, что мумии не столько праздновали смерть человека, сколько позволяли ему преодолеть человеческую слабость.

Реалистичные портреты мумий – или нет?

В то время как несколько мумий из Манчестерского музея идеально соответствуют классическому образу, который есть у всех нас — с их золотыми и синими лицами с тяжелыми глазами — на выставке также представлены мумии позднего стиля, которые выглядят совсем по-другому. На них изображены удивительно реалистичные нарисованные портреты; можно предположить, что они были из Италии эпохи Возрождения, а не из Древнего Египта. Они поразительны и, вероятно, поразят многих зрителей своим удивительно прямым взглядом. Это файюмские портреты: плоские двухмерные нарисованные изображения на тонком дереве, которые прикреплялись или прикреплялись к наружным оболочкам некоторых мумий в римский период (100–300 гг. н.э.), а также предназначались для демонстрации.

И они отражают еще один разрушающий миф факт: Древний Египет был не какой-то высокой, таинственной, изолированной культурой, а мультикультурной страной. Прайс говорит, что мумии греко-римской эпохи часто представляют собой «мешанину изображений». Итак, в шоу представлена ​​мумия с греческим именем Артемидор, но с портретом Файюма, что позволяет предположить, что он мог быть «римским элитным человеком». А корпус украшен изображениями египетских богов, в том числе Осириса, а звезды, украшающие плечо его корпуса, отсылают к Серапису — «новоиспеченному богу, который, кажется, был создан для укрепления египетско-греческого единства», — говорит Прайс. Зачем идти на эту египетско-греко-римскую смесь? «Я подозреваю, что вы подстраховываетесь, когда доберетесь до жемчужных ворот: давайте умилостивим всех богов!»

Представьте, что вы идете в часовню, а там 20 мумифицированных людей, вы хотите, чтобы ваш мумифицированный родственник привлекал внимание и молитвы прохожих — так что, возможно, вы используете эту нарисованную технику — Кристофер Прайс.

Когда Флиндерс Петри впервые нашел мумии в Хаваре, он пренебрежительно отнесся к этому нелепому мультикультурному стилю. Но викторианская Англия вскоре помешалась, в частности, на портретных мумиях. Художники, такие как Холман Хант и Лоуренс Альма-Тадема, находились под влиянием их выставки в 1888 году, и считается, что они даже вдохновили Оскара Уайльда на написание «Портрета Дориана Грея»: его знаменитого романа о красивом молодом человеке, который после своего портрета окрашенный, никогда не стареет.

Конечно, еще более заманчиво задуматься о реальном человеке под файюмским портретом — нельзя не предположить, что это буквальное изображение покойного. Но и этого у Прайса нет: он считает, что это тоже идеализированные изображения — образ того, как человеку хотелось бы выглядеть целую вечность. Это правда, что лица на файюмских портретах, как правило, молодые, здоровые, красивые — возможно, даже лестные. «Я думаю, что они в лучшем случае представляют собой идеализированное приближение к тому, как выглядел человек», — говорит Прайс. «Люди будут спорить об этом, я уверен, но я думаю, что они выглядят как боги: изображения богоподобных существ».

Он указывает на портрет Файюма в их коллекции, на котором изображен мужчина с лавровыми листьями в волосах и линией сусального золота между губами. Прически на портретах, кажется, следуют меняющейся моде, установленной римскими императором и императрицей, также считающимися божественными фигурами. Может быть, это мода; может быть, это заявка на вечную жизнь.

Почему тогда стиль так сильно мутировал в греко-римскую эпоху, когда и золотые мумии, и портретные мумии потенциально могли быть выставлены бок о бок одновременно? «Интересно, это для того, чтобы привлечь внимание людей, грубо говоря, кликбейт», — говорит Прайс. «Представьте, вы идете в часовню, а там 20 мумифицированных людей, вы хотите, чтобы ваш мумифицированный родственник привлекал внимание и молитвы прохожих — так, может быть, вы используете эту нарисованную технику, с ее блеском в глазах…»

Однако одно несомненно верно: древние египтяне, вероятно, не рассчитывали на то, что мы все еще обращали внимание на своих мумифицированных родственников тысячи лет спустя. Но их миссия сделать их выдающимися — будь то маска из золота и лазурита или портрет с проницательным взглядом, смотрящим сквозь тысячелетия — безусловно, продолжает работать. Заинтересованы ли мы больше в их богоподобных образах или привлечены к тому, что мы можем узнать о телах под ними, мумии по-прежнему обладают невероятным, сверкающим очарованием.

Источник 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Ретроградный Меркурий в Овне станет пиком хаоса

Дорогие боги, когда это закончится? Почему апрель — астрологический кошмар

Почему апрельское полное солнечное затмение станет историческим событием в США

Все об апрельском полнолунии и его значении для вашего знака зодиака

Все об апрельском новолунии и о том, что оно означает для вашего знака зодиака