Загадочные башни-ульи Сардинии

 Когда-то на этом итальянском острове было более 7000 небоскребов бронзового века. Теперь новые открытия проливают свет на нурагическую цивилизацию Сардинии.

нурагический комплекс Сардинии, Су Нуракси
Самый известный нурагический комплекс Сардинии, Су Нуракси, представляет собой настоящий мегалитический замок (Фото: bbc.com)


Не ожидая найти ничего, кроме груды больших камней, я пошел по указателю с автомагистрали на небольшую автостоянку, и вот он, возвышающийся над плоским зеленым пейзажем, покрытым маленькими белыми цветами, с несколькими осликами, разбросанными вокруг: Нураге Лоса. Издалека он выглядел как большой замок из песка с обвалившейся верхушкой, но когда я шел к нему, я начал осознавать колоссальные размеры памятника передо мной.

Нураги (множественное число от нураги) представляют собой массивные конические каменные башни, украшающие ландшафт итальянского острова Сардиния. Эти загадочные бастионы бронзового века, построенные между 1600 и 1200 годами до нашей эры, были построены путем аккуратного размещения огромных, грубо обработанных камней, весом в несколько тонн каждый, друг на друга в усеченном виде.

Сегодня на втором по величине острове Средиземноморья все еще можно увидеть более 7000 нураги. Эти мегалитические монументы, от плоского бассейна южной равнины Сардинии Кампидано до скалистых вершин холмов и усыпанных гранитными валунами долин северного региона Галлура, стоят на страже древних торговых путей, речных переходов и священных мест. Мгновенно узнаваемые здания в форме ульев не встречаются больше нигде в мире и поэтому стали символом Сардинии.

Однако до сих пор неясно, как и почему сардинцы бронзового века этой нурагической цивилизации построили эти внушительные башни. Теории об их использовании варьируются от укреплений и жилищ до продовольственных складов, мест отправления культа или даже астрономических обсерваторий. Вероятно, они служили нескольким из этих целей в течение своей истории, поскольку башни оставались центральным элементом нурагической жизни на протяжении веков.

В 1953 году самый известный археолог Сардинии Джованни Лиллиу написал в итальянском журнале Le vie d’Italia: «Нураги для Сардинии немного похожи на пирамиды для Египта и Колизей для Рима: свидетельства не только процветающего и исторически активного цивилизации, но и духовной концепции, которая придавала ее внешним проявлениям монументальный и прочный характер».

Лиллиу наиболее известен своими раскопками самого сложного нурагического поселения на острове: Су Нуракси, включенного в список ЮНЕСКО, состоящего из укрепленного центрального нураге, окруженного сотовой структурой круглых, взаимосвязанных каменных хижин, спускающихся по склону холма. Помимо Су Нуракси, двумя наиболее важными нураги Сардинии являются Нураге Аррубиу — монументальный пятилепестковый бастион, чья 30-метровая центральная башня была одним из самых высоких сооружений в Европе бронзового века — и Лоса, которая состоит из центральной крепости, окруженной тремя меньшими башни, окруженные навесной стеной. Сегодня высота сооружения составляет 13 метров, но, по оценкам экспертов, в период своего расцвета комплекс был почти в два раза больше.


Войдя в Лосу через узкую щель в поросшей лишайником каменной стене, я нашел темные проходы, обрамленные огромными округлыми скалами, ведущие в разные стороны; а надо мной 3300-летний потолок, напоминающий перевернутую сосновую шишку. К моему большому удивлению и изумлению, винтовая лестница, спрятанная во внутренних стенах, вела на крышу здания. Несмотря на то, что в некоторых местах лестница стала более каменистой, лестница все еще настолько функциональна, что я несколько раз ходил вверх и вниз, представляя всех людей, которые ступали бы по этим ступеням до меня.

Вершина предлагает идеальную точку обзора, с которой нурагийцы могли смотреть на тогда еще дикий лесной ландшафт, высматривая потенциальные угрозы. Они также заметили бы вдалеке другие нураги, что натолкнуло историков на мысль, что эти строения были не только символами власти и богатства, но и коммуникационной сетью на всем острове — «немного похожей на Интернет», — сказала Мануэла Лакони из организация Палеотур, которая управляет участком Нураге Лоса.

С 2002 года Лакони занимается сохранением Лосы, и она до сих пор очарована этим местом и хранящимися в нем секретами. «Я очень горжусь тем, что работаю здесь», — сказала она. «Этот [тип] памятника был очень важен для нурагского народа и до сих пор очень важен для нашего острова. Это наша культура, наша традиция».

Но кто были эти высококвалифицированные строители и ремесленники, населявшие Сардинию в то время, когда египетская империя была на пике своего развития?

Нурагики получили свое название от самого узнаваемого инженерного подвига цивилизации. Поскольку они не оставили после себя никаких письменных свидетельств, то, что мы знаем об их образе жизни, представляет собой неполную мозаику, собранную из их многочисленных памятников, инструментов и утвари, найденных в их жилищах, и, самое главное, из их маленьких и замысловатых маленьких бронзовые скульптуры (бронзетти). В Британском музее в Лондоне есть несколько экземпляров, но наиболее полную экспозицию можно увидеть в Национальном археологическом музее в столице Сардинии Кальяри.

Там, вы можете столкнуться лицом к лицу с древним сардинским вождем в длинном плаще и с церемониальным кинжалом на груди. Считается, что женские фигуры, одетые в прямые туники и накидки с высокими широкополыми шляпами, были жрицами, в то время как другие, держащие солдат и младенцев, по-видимому, выполняли роль смотрителей. Многие фигурки несут дары еды. У одного на плечах висит маленькая коза, а другой, кажется, предлагает тарелку с пончиками бронзового века. «Они представляют все различные аспекты [нурагического] общества», — сказал Никола Пинна из Национального археологического музея в Кальяри.

Однако подавляющее большинство бронзетти - воины, что заставляет ученых думать, что нурагический народ был воинственным обществом, организованным в военные подразделения. Солдаты и лучники с мечами и палками изображены в шлемах с перьями или рогами и в высоких металлических воротниках. Многие носят круглые щиты, а некоторые защищены сложными доспехами и масками, чтобы напугать своих противников. «Это была военная цивилизация… где различные кланы сражались друг против друга», — сказал Пинна.

Бронзетты были найдены по всей Сардинии – в нурагах, гробницах и храмах. Но необычно большое количество было извлечено около 70 или около того священных колодцев, которые нурагийцы также построили по всему острову, что заставило экспертов поверить в то, что они были подношениями по обету богам и богиням.

Как указывал Лиллиу в своих многочисленных публикациях, нурагическая религиозная практика была связана с поклонением воде.

Наиболее хорошо сохранившимся колодцем является Святилище Святой Кристины, расположенное в деревне Паулилатино, в центрально-западной части острова. «Его совершенство и размер являются наиболее важными характеристиками», — сказала Сандра Пассиу, которая занимается обслуживанием сайта в течение последних 20 лет.

На плато, окруженном оливковыми деревьями, треугольная лестница, построенная из базальтовых блоков, настолько идеально вытесанных, что кажется, что они были сделаны только вчера, ведет вниз к священному колодцу внутри куполообразной подземной полости. Храм колодца был спроектирован так, чтобы идеально соответствовать дням равноденствия, и каждый год в марте и сентябре солнце освещает воду на дне.

«Во время равноденствий, когда солнце идеально выровнено с храмом [есть] очень сильная энергия, позитив, форма благополучия», — сказал Пассиу. Еще более необычно то, что каждые 18 с половиной лет, когда луна находится в самой высокой точке неба, ее свет сияет через маленькое отверстие в центре купола над колодцем, отражаясь в воде внизу. Следующее событие запланировано на июнь 2024 года.

В последние годы увеличение археологических исследований раскрывает больше деталей об этой цивилизации. Ранее в этом году ведущее информационное агентство Италии ANSA сообщило, что в самом известном некрополе Сардинии Монте-Прама были обнаружены две статуи из песчаника.

3000-летние скульптуры (обычно называемые «гигантами») имеют высоту от 2 до 2,5 м и являются двумя новейшими членами колоссальной армии лучников, воинов и боксеров, которые, как считается, охраняли могильник нурагиков. Точное происхождение и назначение этих скульптур остаются окутанными тайной, но они стали ликами нурагического прошлого Сардинии с тех пор, как два фермера случайно обнаружили некрополь в 1974 году.

Археологи, историки и политики взволнованы этими последними находками, и есть надежда, что в ближайшие годы будет выделено больше денег на археологические раскопки, чтобы пролить больше света на древнее происхождение Сардинии.

Для жителей Сардинии тысячи нурагов и другие следы их цивилизации — не просто напоминания о прошлом, но и вездесущая часть настоящего. Во многом они являются физическим проявлением сардинской души.

«Я не итальянец, я сарда (сардинец)», — сказал Лакони, и это чувство разделяют многие на острове. «Сардиния — это не Италия». Традиции, связанные с нурагическими практиками, все еще живут в рогатых масках, которые носят на карнавальных празднованиях, и в звуке волынки лаунеддас, тройной флейте, найденной в руках бронзовой нурагической скульптуры.

Солнце высоко в голубом небе, я оставил Нураге Лоса позади и пошел обратно через цветущий луг, зная, что под моими ногами все еще ждет целая деревня.

Источник 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Ретроградный Меркурий в Овне станет пиком хаоса

Дорогие боги, когда это закончится? Почему апрель — астрологический кошмар

Почему апрельское полное солнечное затмение станет историческим событием в США

Все об апрельском полнолунии и его значении для вашего знака зодиака

Все об апрельском новолунии и о том, что оно означает для вашего знака зодиака