Неизвестная, необычайно древняя цивилизация похоронена под восточной Турцией?

 Я смотрю примерно на дюжину жестких восьмифутовых оранжево-красных пенисов, вырезанных из живой скалы и полузакрытых в открытой камере. Странная резная голова (человека, демона, жреца, бога?), также высеченная из живой скалы, смотрит на фаллические тотемы – как примитивная горгулья. Выражение лица каменной головы заунывно, до гримасы, как будто он, или она, или оно не одобряет всего этого: всего, что обнажается под небом и явлено миру в первый раз за 130 веков.

Да, 130 веков. Потому что эти пенисы, эта своеобразная палата, все это загадочное место, известное как Карахан-Тепе (произносится как Ках-ра-ханн Тепп-ай), которое теперь появляется на пыльных равнинах Харрана в восточной Турции, поразительно древнее. Скажем иначе: его возраст оценивается в 11-13 000 лет.

Это число настолько велико, что его трудно принять. Для сравнения, Великой пирамиде в Гизе 4500 лет. Стоунхенджу 5000 лет. Комплексу гробниц Кэрн-де-Барненес в Бретани, возможно, самому старому стоящему строению в Европе, может быть до 7000 лет.

Древнейшим мегалитическим ритуальным памятником в мире (до турецких открытий) всегда считалась Джгантия на Мальте. Это может быть 5500 лет. Таким образом, Карахан-Тепе, его камера для пениса и все, что необъяснимым образом окружает эту камеру — святилища, кельи, алтари, мегалиты, залы для аудиенций и т. д. — намного старше, чем что-либо сравнимое, и уходит в совершенно невообразимые глубины времени, еще до земледелия, вероятно. еще до появления обычной керамики, во времена, когда мы когда-то думали, что человеческая «цивилизация» просто невозможна.

Ведь охотники-собиратели – пещерные люди с кремневыми наконечниками стрел – без регулярных поставок зерна, без регулярного мяса и молока домашних животных не строят городов-храмов с водными системами.

Они?

Практически все, что мы можем сейчас увидеть в Карахан-Тепе, было искусно раскопано за последние два года с удивительной легкостью (по причинам, к которым мы вернемся позже). И хотя многое еще предстоит вызвать из могилы, она уже учит нас расширению ума. Вместе с его возрастом, сложностью, изощренностью и его глубокой, звучной таинственностью, а также его многочисленными родственными местами, которые сейчас раскапываются на равнинах Харрана — все вместе известными как Тас Тепелер, или «каменные холмы», — эти резные, охристо-красные скалы, такие безмолвные, задумчивые и бдительные в сильном вихре полупустыни, представляют собой то, что может быть величайшим археологическим открытием в истории человечества.

Открытие Карахан-Тепе и почти всего Тас-Тепелера за последние два года не беспрецедентно. Пока я настойчиво фотографирую зловеще взволнованную голову, Некми Карул дотрагивается до моего плеча и делает жест позади, через выжженные солнцем и волнистые равнины.

Нечми из Стамбульского университета — главный археолог, отвечающий за все местные раскопки — за весь Тас Тепелер. Он пригласил меня сюда, чтобы посмотреть последние находки в этом регионе, потому что я был одним из первых западных журналистов, приехавших сюда много лет назад и написавших о происхождении Тас Тепелер. На самом деле, под псевдонимом Том Нокс я написал захватывающий триллер о первом из «каменных холмов» — роман под названием «Тайна Бытия», который был переведен на несколько языков, включая турецкий. Это место, которое я посетил 16 лет назад, было Гёбекли-Тепе.

Некми указывает вдаль, теперь окутанный жаром.

«Шон. Видишь эту долину с дорогами и белыми домами?

Я, может быть, различаю беловатую точку в одной из бледных, зелено-желтых долин, бесконечно уходящих в мерцающее пятно.

«Это, — говорит Некми, — Гёбекли-Тепе. 46 километров. Он изменился с тех пор, как вы были здесь в последний раз!

Эти резные скалы цвета охры представляют собой величайшее археологическое открытие в истории человечества.

И так, в Гёбекли-Тепе. «Холм пупка». Гобекли имеет ключевое значение. Потому что Карахан-Тепе, Тас-Тепелер и то, что они могут означать сегодня, невозможно понять без первичного контекста Гёбекли-Тепе. А чтобы понять это, надо дважды вернуться назад во времени, хотя бы на несколько десятков лет.

Современная история Гёбекли-Тепе начинается в 1994 году, когда курдский пастух следовал за своим стадом по пустынным бесплодным склонам холмов, проходя мимо единственного тутового дерева, которое местные жители считали «священным». В тишине звенели колокольчики, висевшие на его овцах. Потом он что-то заметил. Пригнувшись, он стряхнул пыль и обнажил большой продолговатый камень. Мужчина посмотрел направо и налево: из песков выглядывали такие же каменные выходы.

Призвав свою собаку, пастух сообщил кому-то о своей находке, когда вернулся в деревню. Возможно, камни были важны. Он не ошибся. Одинокий курд в тот летний день 1994 года сделал необратимо важное открытие, которое в конечном итоге привело к столбам пениса Карахан-Тепе и археологической аномалии, которая снова и снова бросает вызов всему, что мы знаем о человеческой предыстории.

Через несколько недель после встречи у тутового дерева весть о находке пастуха достигла кураторов музея в древнем городе Шанлыурфа, в 13 км к юго-западу от камней. Они связались с Немецким археологическим институтом в Стамбуле. А в конце 1994 года на место Гёбекли-Тепе приехал немецкий археолог Клаус Шмидт, чтобы начать неторопливые, кропотливые раскопки его многочисленных, своеобразных, огромных Т-образных камней, которые обычно располагаются по кругу — наподобие стоячих камней Эйвбери или Стоунхенджа. Однако, в отличие от европейских стоячих камней, более старые турецкие мегалиты часто имеют причудливую резьбу: изображения местной фауны. Иногда на камнях изображают журавлей, кабанов или диких птиц: охотничьих существ. Есть также множество ти леопардов, лисиц и грифов. Изредка эти животные изображаются рядом с человеческими головами.

Заметно отсутствовали подробные человеческие изображения, за исключением нескольких грубых или жутких фигурок и самих Т-образных камней, которые кажутся стилизованными заклинаниями мужчин, их руки «согнуты под углом» для защиты паха. Одержимость пенисом очевидна — тем более, что теперь у нас есть преимущество ретроспективного взгляда, предоставленного Карахан-Тепе и другими сайтами. До сих пор в Тас Тепелере появилось очень мало изображений женщин; есть одна непристойная карикатура на женщину, возможно, рожающую. Что бы ни вдохновляло эти города-храмы, это была неприятная матриархальная культура. Скорее наоборот, может быть.

Очевидная дата Гёбекли-Тепе — впервые воздвигнутая в 10 000 г. до н. э., если не раньше — вызвала определенный скептицизм. Но со временем эксперты-археологи начали признавать это значение. Ян Ходден из Стэнфордского университета заявил, что «Гебекли-Тепе меняет все». мир.'

И все же в девяностых и начале нулевых Гёбекли-Тепе избегал внимания всеобщего общественного внимания. Трудно понять, почему. Слишком далеко? Слишком сложно произнести? Слишком эксцентрично, чтобы соответствовать устоявшимся теориям предыстории? Какова бы ни была причина, когда я вылетел в 2006 году по прихоти (навеянной двумя быстрыми минутами съемок телепередачи), даже жители близлежащего крупного города Шанлыурфа не имели представления о том, что там, в пустошах. .

Помню, в тот день, когда я приехал, я попросил таксиста отвезти меня в Гёбекли-Тепе. Он никогда не слышал об этом. Понятия не имею. Сегодня это все равно, что спросить кого-нибудь в Париже, слышали ли они о Лувре, и получить нон. Водителю пришлось посоветоваться с несколькими друзьями-таксистами, пока один не понял, куда я хочу ехать — «в тот немецкий раскоп, за городом, у арабских деревень», — и так шофер вытащил меня из Шанлыурфы в пыль, пока мы не достигли вершины. один последний удаленный холм и наткнулся на сцену из первых названий «Экзорциста»: археологи трудятся, незамеченные миром, но яростно заняты своими изменяющими мир откровениями.

В течение часа Клаус (который, к сожалению, умер в 2014 году) щедро сопровождал меня по площадке. Я сфотографировал его, и камни, и рабочих, это не было проблемой, так как других туристов буквально не было. Несколько фотографий, которые я сделал в тот жаркий день, стали слегка знаковыми, например, моя фотография пастуха, который нашел это место, или Клауса, присевшего рядом с одним из самых искусно вырезанных Т-образных камней. Их ценили просто потому, что больше никто не удосужился их взять.

После экскурсии мы с Клаусом удалились от жары в его палатку, где за изящными бокалами с тюльпанами и сладким черным турецким чаем Клаус объяснил значение этого места.

По его словам, «Гебекли-Тепе переворачивает наш взгляд на историю человечества. Мы всегда думали, что сначала появилось сельское хозяйство, а затем цивилизация: земледелие, гончарное дело, социальная иерархия. Но здесь все наоборот, кажется, сначала появился ритуальный центр, а затем, когда достаточное количество охотников собрало людей для поклонения — или я так думаю — они поняли, что должны кормить людей. Что означает земледелие, — он махнул рукой на окружающие холмы, — не случайно именно на этих холмах в Плодородном Полумесяце мужчины и женщины впервые приручили местную дикую траву однозернянки, превратившуюся в пшеницу, а также впервые приручили свиней, коров и овец. . Это место, где Homo sapiens перешел от сбора плодов с дерева к труду и сеянию земли».

Клаус дал мне сигнал. Люди уже размышляли об этом — если вы рассматриваете мифы об Эдемском саду как аллегорию неолитической революции: то есть нашего падения от относительной легкости охотников-собирателей к относительным трудностям земледелия (и жизнь действительно стала труднее, когда мы впервые начали заниматься сельским хозяйством). , поскольку мы работали дольше и заражались болезнями от домашних животных), то Гёбекли-Тепе и его окрестности, вероятно, являются местом, где это произошло. Клаус Шмидт не возражал. Он совершенно сознательно сказал мне: «Я считаю, что Гёбекли-Тепе — это храм в Эдеме». Эту цитату я использовал повторно, что вызвало некоторые разногласия, потому что люди восприняли Клауса буквально. Но он не имел в виду буквально. Он имел в виду это аллегорически.

Клаус рассказал мне еще более удивительные вещи.

«Мы не нашли ни домов, ни человеческих останков. Где все, собрались на фестивали, потом разошлись? Что касается их религии, я понятия не имею, возможно, Гёбекли-Тепе был местом экскарнации, где кости мертвых выставлялись на съедение стервятникам, поэтому все тела исчезли. Но вот что я точно знаю: где-то в 8000 году до нашей эры создатели Гёбекли-Тепе похоронили свои великие сооружения под тоннами щебня. Они похоронили его. Мы можем предположить, почему. Они чувствовали вину? Им нужно было умилостивить разгневанного Бога? Или просто хотите скрыть это? Клаус был также уверен и в другом. «Гебекли-Тепе уникален».

Я покинул Гёбекли-Тепе столь же сбитый с толку, сколь и взволнованный. Я написал несколько статей, а затем мой триллер, и вместе со мной многие другие писатели, ученые и кинематографисты совершили иногда опасное паломничество в это роскошно загадочное место недалеко от неспокойной турецко-сирийской границы, и постепенно его слава росла.

Вернувшись сюда и сейчас, в 2022 году, Нечми, я и Айдан Аслан — директор по культуре и туризму Шанлыурфа — прыгаем в машину в Карахан-Тепе (Нечми обещает мне, что мы вернемся), и мы едем смотреть Гёбекли-Тепе, каким он является сегодня.

Некми прав: все изменилось. В наши дни Гёбекли-Тепе - это не просто известный археологический памятник, это туристическая приманка, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая может привлекать миллион посетителей в год. Все это окружено футуристическим высокотехнологичным навесом из стали и пластика (никаких случайных прогулок и фотографирования камней и рабочих). Там, где мы с Клаусом когда-то пили чай в развевающейся палатке в одиночестве, теперь находится большой центр для посетителей, где я натыкаюсь на внука пастуха, который первым нашел Гобекли. Я вижу камень, на котором сфотографировал присевшего Клауса, но вижу его в 20 метрах. Это так близко, как я могу получить.

После обеда в Шанлыурфе с его ресторанами в стиле Гёбекли-Тепе и сувенирными магазинами с магнитами на холодильник в форме Т-образного камня в Гёбекли-Тепе Нечми показывает мне сверкающий музей, построенный для хранения величайших находок этого региона: в том числе статуи возрастом 11 000 лет, извлеченной из под центром самой Шанлыурфы и, возможно, самая старая в мире резная человеческая фигура в натуральную величину. Я помню, как впервые увидел это трогательное чучело под лестницей рядом с огнетушителем в тогда нервном, заброшенном муниципальном музее Шанлыурфы. Еще в 2006 году я писал об «урфянине» и о том, что он должен быть гораздо более известен, а не прятаться в какой-то малоизвестной комнате в музее, который посещают три человека в год.

У человека из Урфы теперь есть собственный тихий зал в одной из величайших археологических галерей Турции. Что еще более важно, теперь мы можем видеть, что мужчина Урфа имеет ту же стойку тела, что и Т-образные мужчины-столбы в Гёбекли (и во многих Тас Тепелере): его руки находятся перед ним, защищая его пенис. Его обсидиановые глаза до сих пор задумчиво смотрят на наблюдателя, такие же блестящие, как и 11 000 лет назад.

Пока мы прогуливаемся по музею, Некми показывает на еще больше резных фигурок, еще больше леопардов, стервятников, пенисов. В нескольких местах археологи обнаружили статуи леопардов, которые, по-видимому, восседали верхом, верхом или даже «насиловали» людей, закрывая их лапами глаза. Тем временем Аслан рассказывает мне, как археологи в Гёбекли совсем недавно также нашли дразнящие свидетельства присутствия алкоголя: огромные корыта с химическими остатками брожения, возможно, указывающие на могучие ритуальные пиршества.

Я чувствую, что мы приближаемся к важной новой интерпретации Гёбекли Тепе и Тас Тепелер. И это сильно отличается от той точки зрения, которую дал мне Клаус Шмидт в 2006 году (и это, конечно, не критика: он не мог знать, что должно произойти).

Некми – как и обещал – уносит меня обратно в Карахан-Тепе и к некоторым другим Тас-Тепелер, чтобы мы могли сложить вместе эту эпохальную головоломку. Пока мы мчимся по засушливым склонам, он объясняет, как ученые в Карахан-Тепе, а также в Гёбекли-Тепе нашли следы домов.

Эти места, Тас Тепелер, не были изолированными храмами, куда охотники-собиратели приходили несколько раз в год, чтобы поклониться стоящим камням, прежде чем вернуться на равнины для охотничьей жизни. Здесь жили строители. Здесь они ели свою жареную дичь. Они спали здесь. И они использовали, кажется, примитивную, но поэтическую форму глиняной посуды из полированного камня. Возможно, они проводили сложные ритуалы мужественности в пенисной камере Карахан-Тепе, которая, вероятно, была наполовину заполнена жидкостями. И, возможно, они праздновали потом пьяными пиршествами. И все же у нас нет никаких признаков современного земледелия; они были, как все еще кажется, охотниками-собирателями, но пугающе изощренными.

Еще одна пугающая странность — любопытное количество резных фигурок, на которых изображены люди с шестью пальцами. Это символическое или действительное уродство? Возможно, знак чужого племени? Опять же, вопросов больше, чем ответов. Однако важно то, что теперь у нас есть предварительные намеки на настоящую религию этих людей.

В Гёбекли-Тепе было обнаружено несколько черепов. С них преднамеренно удаляют плоть и тщательно проделывают отверстия, чтобы их можно было — предположительно — повесить и выставить на обозрение.

Культы черепа известны в древней Анатолии. Если бы в Тас Тепелере существовал такой культ, то это могло бы объяснить изображения стервятников, «играющих» человеческими головами. Что касается того, как были получены черепа, то они могли появиться в результате конфликта (хотя доказательств этого пока нет), вполне возможно, что черепа были получены в результате человеческих жертвоприношений. В соседнем, немного более молодом месте, Черепном здании Кайону, мы знаем о алтарях, залитых человеческой кровью, вероятно, от кровавых жертвоприношений.

У Нечми есть еще одно замечание по поводу Карахан-Тепе, когда мы осматриваем камеру пениса и ее вестибюли. Карахан-Тепе ошеломляюще велик. «Пока, — говорит он, — мы раскопали, может быть, 1 процент участка» — и это уже впечатляет. Я спрашиваю его, сколько столбов — Т-образных камней — можно зарыть здесь. Он небрежно указывает на прямоугольный камень, возвышающийся над сухой травой. «Возможно, это еще один мегалит, ожидающий раскопок. Я полагаю, что их вокруг нас, наверное, тысячи. Мы только в начале пути. И могут быть еще десятки Тас Тепелер, которые мы еще не нашли, разбросанные на сотни километров.

В одном отношении Клаус Шмидт оказался абсолютно прав. После того, как он впервые предположил, что Гёбекли-Тепе был преднамеренно засыпан щебнем, то есть причудливым образом захоронен его собственными создателями, возникла негативная реакция скептицизма, причем некоторые предполагали, что кажущаяся засыпка была просто результатом тысячелетней случайной эрозии. дождь и реки смывают обломки между мегалитами, постепенно скрывая их. Почему какое-либо религиозное общество должно хоронить собственные соборы, на строительство которых, должно быть, ушли десятилетия?

И тем не менее, Карахан тоже определенно и преднамеренно был похоронен. Вот почему Некми и его команда смогли так быстро раскопать столбы пениса, все, что им нужно было сделать, это убрать засыпку, обнажив фаллические столбы, вылепленные из живого камня.

У меня есть еще один вопрос к Некми, который все больше надоедает мне. Была ли письменность у людей, построивших Тас Тепелер? Почти невозможно поверить, что можно построить такие сложные места в нескольких местах, на площади в тысячи квадратных километров, без тщательного четкого плана, то есть без написания. Вы не можете петь, рисовать и мечтать на своем пути к целым населенным городам святынь, склепов, водных каналов и культовых палат.

Некми пожимает плечами. Он не знает. Одно из достоинств Тас Тепелер в том, что они настолько старые, что их никто не знает. Ваша догадка буквально так же хороша, как и у эксперта. И все же очень хорошая догадка прямо сейчас приводит к самому замечательному ответу из всех, а именно к следующему: археологи на юго-востоке Турции в данный момент раскапывают дикий, величественный, художественно связный, неправдоподобно странный, доселе неизвестный -нам религиозная цивилизация, которая похоронена в Месопотамии в течение десяти тысяч лет. И все это было зарыто намеренно.

Прыгая в машину, мы отправляемся в очередной Тас Тепелер, но тут у Некми резко меняется мнение относительно пункта назначения.

— Нет, пойдем к Сейбурку. Это маленькая арабская деревня. Несколько месяцев назад некоторые фермеры позвонили нам и сказали: «Э-э, мы думаем, что у нас есть мегалиты в стенах нашего фермерского двора. Хочешь взглянуть?»

Наши машины подъезжают к неряшливой деревенской площади, разбрасывая овец и кур. Конечно, есть классические Т-образные камни в стиле Гёбекли/Карахан, используемые для укрепления сельскохозяйственных стен, им, вероятно, 11-13 000 лет, как и везде. Их так много, что я замечаю одну из них на окраине деревни. Я указываю на это Нечми. Он кивает и говорит: «Да, это, наверное, другое». Но он хочет показать мне кое-что еще.

Отдернув пластиковую занавеску, мы входим в нечто вроде каменного амбара. Вдоль одной стены находится впечатляющий каменный фриз, на котором изображены фигуры животных и людей, вырезанные или рельефные. Конечно, есть леопарды, а также зубры, выгравированные в кубистической манере, чтобы оба грозных рога были одинаково видны (вы можете увидеть идентичное изображение зубра в Гёбекли-Тепе, настолько похожее, что можно задаться вопросом, были ли они вырезаны одним и тем же художником). ).

В центре фриза небольшая рельефная фигура. Он сжимает свой пенис. Рядом с ним, которому угрожают зубры, находится еще один человек. У него шесть пальцев. Долгое время мы молча смотрим на резьбу. Я понимаю, что, за исключением нескольких фермеров, мы одни из первых, кто увидел это с конца ледникового периода.

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Биоинженерный прорыв

Средневековый клад, принадлежавший легендарному мошеннику, обнаружен в горах Польши