Забытые фотографии показывают, как кенийские археологи раскапывали тайны собственной страны

 


Выставки в Великобритании и Африке переписывают историю, отмечая открытия забытых черных копателей в колониальную эпоху.

Фотографии редки, выбор сюжета необычен, но то, что запечатлел фотограф, было обычным явлением в начале 20 века: команда колонизированных людей, усердно работающая под палящим солнцем, раскапывает древний памятник.

Сегодня без этих фотографий, сделанных в Кении в 1940-х и 1950-х годах, вряд ли было бы какое-либо свидетельство присутствия африканских кенийцев на археологических раскопках. Их вклад и бесценные находки были приписаны их европейским боссам, а их важная роль в раскопках истории их собственного континента была почти забыта.

Музеи в Момбасе и Лондоне попытаются внести ясность в следующем месяце, представив выставку ранее не публиковавшихся фотографий, посвященных работам африканских кенийцев, имена которых отсутствуют в археологических архивах.

«Первые африканцы, проводившие раскопки в Африке, не признаны, их нет в записях — и их нужно вернуть обратно», — сказала Шерри Дэвис, куратор предстоящей выставки «Ода предкам», которая откроется 8 декабря в Музей Хорнимана в Лондоне. Девять дней спустя Национальные музеи Кении откроют родственную выставку тех же фотографий в форте Иисус, крепости 16-го века, которую местные африканские каменщики помогли построить португальским поселенцам на острове Момбаса. «Открытие африканской истории по-прежнему во многом приписывается европейцам, особенно до середины 20-го века», — сказал Дэвис. «Исправить это, восстановить это и рассказать эту историю с африканской точки зрения значит для меня целый мир».

Ее собственный дед, Кариса Ндурья, был одним из первых африканцев, раскопавших форт Иисус, руины Геди и другие древние африканские памятники на восточном побережье в 40-х и 50-х годах.

Дэвис сказал: «Мой дедушка научился на работе. Он был прорабом, который хорошо знал местность, руководил раскопками и проработал в поле более 20 лет».

Но ему так и не дали звания археолога, и она не обнаружила никаких его следов в книге, написанной его европейским боссом Джеймсом Киркманом о раскопках. Поэтому она решила отправиться в Форт-Хесус, чтобы узнать, сможет ли она найти там признание его работы.

Она нашла большой португальский гобелен, который свидетели видели, как ее дед вытаскивал из земли, на видном месте в популярной туристической достопримечательности. Другие важные объекты, которые он раскопал, тоже были там. «Но единственная информация, которую я смог получить о нем, была от стариков, которые были на пенсии или все еще работали в форте. И я просто подумал: так не пойдет. Я вижу имя его европейского босса на всех стенах форта — но где африканцы? Почему их не зачисляют?» она сказала.

Только когда она и Ашикойе Ококо, исследователь из Национальных музеев Кении, провели поиск в британских и кенийских исторических архивах и обнаружили 28 фотографий, которые будут представлены на выставке, она, наконец, получила некоторые свидетельства того, что ее дедушка работал над Форт Иисус. «Он есть на трех фотографиях. Это было похоже на то, что нам, как семье, вернули часть утраченной памяти».

Профессор Джордж Абунгу, почетный генеральный директор Национальных музеев Кении, сказал, что в колониальную эпоху над каждой раскопкой обычно работали один или два европейских ученых с командой из 30–40 африканских кенийцев. Затем ученые публиковали книги, приписывая все заслуги открытиям команды. «Без этих африканцев не было бы раскопок», — сказал он. «Безымянные и безликие люди производили эти знания и никогда не были признаны. Даже если вы придете в музей в Найроби или Момбасе, вы никогда не узнаете, кто работал с этими европейскими учеными, людьми, чей пот и кровь вложили в эти открытия».

Многие из кенийских землекопов, которые обычно открывали траншеи и выкапывали различные слои, следуя за различными слоями, обладали экспертными знаниями о древних памятниках, включая их геологию, историю и устные традиции. Эти знания высоко ценились европейскими учеными, которые редко копались сами. Но намеренно «забывать» вклад африканцев в историю Африки было колониальной практикой, сказал Абунгу. — И ученые согласились с этим.

Учитывая этот контекст, Дэвис теперь хотел бы, чтобы другие музеи проверили, кому приписывают раскопки их объектов колониальной эпохи, и ищет дополнительные записи, фотографии и свидетельства о чернокожих специалистах по наследию, которые работали в Кении в колониальный период. Она надеется, что, исправив исторические записи, африканские пионеры, внесшие важный вклад в историю Африки, станут более заметными. «Я хочу иметь возможность взглянуть на свою африканскую историю и испытать чувство гордости».

Источник 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Первый ретроградный Меркурий в 2024 году и как он повлияет на ваш знак зодиака

Археологи обнаружили 2000-летнюю женскую мраморную статую