Россия, возможно, только что провела свою первую прямую акцию против Запада
Угроза подводной инфраструктуре, как и любая другая угроза сейчас, возрастает. Всего несколько недель назад хуситы, столь умело препятствовавшие коммерческому судоходству в Баб-эль-Мандебском контрольно-пропускном пункте, заявили, что собираются добавить в свою программу нарушения подводных условий. Они заявили, что будут нацелены на подводные кабели, проходящие через Баб-эль-Мандебский пролив между Азией и Европой.
Многие комментаторы, в том числе и я, считали, что, несмотря на увеличение российского присутствия там – это известно из перехватов телефонных разговоров – хуситам не хватало опыта, чтобы сделать это таким образом, чтобы это не было сразу очевидно, пока это происходило.
Однако вчерашние сообщения свидетельствуют о том, что это решение могло быть преждевременным.
Как и в случае со всеми подводными разрушениями, установить, что именно произошло, сложно. Например, пока неясно, были ли это четыре отдельных кабеля (принадлежащие AAE-1, Seacom, EIG и TGN) или был оборван только один. Компания по мониторингу Интернета NetBlocks подтвердила, что услуги в Джибути были нарушены. Seacom также сообщает о «проблемах с кабелем», но не возлагает на них вины. Основатель Flag Telecom и предприниматель в сфере телекоммуникаций Сунил Тагаре заявил в своих аккаунтах в социальных сетях, что «подтверждено», что кабели были обрезаны, не уточнив, откуда пришло это подтверждение.
Следует отметить, что поломка всего одного кабеля вполне может быть обычной неприятностью. Обрывы кабеля случаются постоянно: в год их более ста.
Другая важная информация, которая отсутствует, — это «где?». «У берегов Йемена» не особенно полезно, когда дело доходит до оценки глубины воды и, следовательно, сложности операции и, следовательно, того, кто мог ее провести.
Являются ли разрывы там, где кабель(и) выходят на пляж в Джибути – что ограничит любые нарушения на берегу в этом районе – или они произошли на глубине 100 метров в быстротекущей воде под (все еще относительно) оживленным судоходным путем в проливе? Последнее может означать заметное нарушение всего трафика между Азией и Европой, хотя следует отметить, что в Красном море остались и другие кабели, и также можно направить данные на юг, вокруг Африки – или даже вокруг мира в обратном направлении.
Перерезать кабели там, где они выходят на берег, будет тривиально легко: это может сделать корабль или небольшое рыболовное судно, тянущее за крючок, и это может показаться обычным занятием. Иранское судно-разведчик и транспортировщик оружия MV Behshad недавно стояло на якоре недалеко от Джибути.
Перерезать кабели, не будучи обнаруженным в проливе, было бы намного сложнее, вероятно, это задача для специально оборудованной подводной лодки: вероятно, это не задача для хуситов или даже иранцев.
На данный момент, в этом конкретном инциденте, нам нужно быть осторожными. В подобных ситуациях легко начать привязывать к себе каждый сбой, и прежде чем вы это заметите, саботаж «подтвердится».
Следует помнить, что атаковали или не атаковали хуситы, иранцы или русские (или их комбинации) кабели, менее важно, чем тот факт, что у них есть мотив и они наращивают свои возможности в этих областях. И кто захочет отправить туда корабль для проверки, а затем ремонта? Не я, если только он не серый и тяжеловооруженный.
Также вчера, по совпадению, Дания завершила расследование атак на «Северный поток» в сентябре 2022 года. Здесь в результате серии взрывов были разорваны газопроводы в Балтийском море, в результате чего в воздух было выброшено 175 000 тонн метана, предназначенного для домов людей. Незначительно по сравнению со 135 миллионами тонн выбросов в год, выбрасываемыми энергетическим сектором, но это по-прежнему составляет 1,85 миллиона коров в год: и основной российский способ экспорта газа напрямую в Западную Европу исчез.
И все же, несмотря на сбои и воздействие на окружающую среду, Дания официально заявляет, что у нее «недостаточно оснований для возбуждения уголовного дела», после чего-то подобного в Швеции в начале этого месяца. Германия остается единственной страной, расследование которой все еще открыто, и они по-прежнему «очень заинтересованы в том, чтобы разобраться в причинах взрывов», заявил представитель в понедельник.
Излишне говорить, что отсутствие обвинений вызвало безумие среди заговорщиков, которые восприняли молчание как явный признак того, что кто-то «неуклюжий», вроде Украины, отключил «Северный поток». Как и в случае с Баб-эль-Мандебом, установить наверняка, кто что сделал, не так-то просто.
Список стран, которые могут захотеть отказаться от «Северного потока», длинный, и в зависимости от предпочитаемой вами теории легко предоставить подтверждающие «данные». США сделали это, потому что президент Байден сказал, что собирается это сделать. Китай сделал это, потому что у них там был корабль, у которого не было якоря. Россия сделала это потому, что на спутниковых снимках видны нужные корабли, зависшие там в нужное время. Великобритания сделала это, потому что так сказала Россия (но они также обвиняют США и Украину, в зависимости от дня недели). Украина сделала это потому, что нашли яхту со следами взрывчатки и так далее.
Мотив – это одно: иногда полезно взглянуть на способности. Взрыв на «Северном потоке-1» произошел на глубине 95 метров, а на двух «Северном потоке-2» — 78 и 53. Так что это не является чем-то невозможным ни для дайверов, ни для подводных аппаратов, но, учитывая течения, температуру воды и плотность судов, тоже непростая задача. Важно отметить, что работа над «Северным потоком» не велась под пристальным радиолокационным наблюдением, а это означает, что можно было использовать надводное судно, и это могла сделать небольшая группа, хорошо владеющая специальными методами глубокого погружения – и взрывными сносами. В качестве альтернативы можно было бы использовать достаточно мощный дистанционно управляемый аппарат (ROV), хотя это означало бы более крупное и лучше оборудованное надводное судно поддержки.
Так что «Северный поток» могли бы сделать довольно многие страны. Но Баб-эль-Мандеб – это другое дело. Море там кишит международными военными кораблями, все они с большой бдительностью сканируют свои радары, включая авианосец ВМС США, который будет круглосуточно держать в воздухе радиолокационный самолет E-2 Hawkeye. Любое надводное судно, действующее там подозрительно, очень быстро обнаружит вертолёты и быстрые жёсткие надувные лодки, полные тяжеловооружённых и несимпатичных людей повсюду. До сих пор не было даже видимой попытки установить дрейфующие мины, что было бы намного проще.
Таким образом, перерезание кабеля в Баб-эль-Мандебе действительно придется производить полностью из-под воды – это совсем другая лига, чем «Северный поток».
Так кто же может проводить тайные, полностью подводные диверсии? Россия может – я провел годы своей жизни в разрыве между Гренландией, Исландией и Великобританией, наблюдая, как они это делают. Моя работа, командуя буксируемым гидроакустическим фрегатом, заключалась в том, чтобы обнаруживать и сдерживать их атомные подводные лодки, пока они обнюхивали трансатлантические кабели связи, по которым каждый день проходят транзакции на триллионы долларов.
Да, действительно, русские могли тайно перерезать кабели из-под воды. Можно предположить, что базовый корабль атомной подводной лодки будет скрываться где-то поблизости в более глубоких водах и послать туда ROV или мини-подводную лодку для выполнения реальной работы: военным кораблям, расположенным выше, будет трудно это обнаружить. В основном у них есть гидролокаторы и они способны вести противолодочную борьбу, хотя в данный момент они, скорее всего, будут (гораздо) больше сосредоточены на изображениях с воздуха и надводных поверхностей. В качестве альтернативы команда может запустить ROV с берега, контролируемого хуситами. У хуситов уже есть несколько ROV, но ни один из них не выглядит способным к точной работе на больших дистанциях.
Я не говорю, что это сделали русские: но кто-то, похоже, что-то сделал, и немногие другие смогли бы это сделать. Возможно, это было первое прямое действие русских против Запада, поскольку новая холодная война становится все жарче.
Многие сегодня называют этот тип действий «серой зоной» — новый термин для субвоенного авантюризма. Я бы оспорил этот термин, когда речь идет о России. Для них это нормальная морская деятельность. У них есть специальное, строго секретное военно-морское подводное агентство – Главное управление глубоководных исследований, также известное как ГУГИ – и специально оборудованные атомные подводные лодки, предназначенные для таких задач. Называя это «серой зоной», мы поощряем неправильное мышление, когда дело доходит до противодействия этому и готовности сделать это самостоятельно, что также следует считать нормальным занятием для всех западных военно-морских сил.
Некоторые западные военно-морские силы оснащены лучше, чем другие. У ВМС США, например, есть USS Jimmy Carter, специально модифицированная субмарина класса Seawolf со стыковочными отсеками и ангарами для ROV и прочего, которая, как говорят, оснащена двигателями динамического позиционирования, которые позволяют ей зависать точно над точкой на море. кровать. У нас в Великобритании теперь есть вспомогательный корабль Королевского флота «Протеус», первый из наших новых многоцелевых кораблей наблюдения за океаном: не такой скрытный, но, тем не менее, способный, особенно в обороне.
Уроки Баб-эль-Мандебского проекта, «Северного потока» и других подводных катастроф очевидны. Риск для нашей критической подводной инфраструктуры – будь то электричество, нефть, газ или любые жизненно важные приложения данных и связи – возрастает. В частности, будучи островным государством, мы, Британия, должны иметь возможность сдерживать, обнаруживать и, при необходимости, устранять угрозы для нее. Нам также необходимо иметь возможность исследовать события после инцидента (чтобы первыми узнать правду, что в таких случаях особенно редко встречается) и иметь возможность возмещать ущерб как в мирных, так и в спорных водах.
Просто сказать: «У США это есть» уже выглядит шатко. Нам всем нужно помогать, особенно морским странам, таким как Великобритания.
Эскалация событий в Баб-эль-Мандебском районе и в других местах Балтийского, Красного, Черного и Южно-Китайского морей, Суэцкого и Панамского каналов и т. д. означает, что военно-морские силы и их торговые партнеры сейчас очень важны.
Критическая подводная инфраструктура не зря называется «критической». Чтобы защитить его, Казначейству необходимо вытащить свою довоенную чековую книжку. К сожалению, все, что я сейчас вижу, это его предвыборный вариант.
Комментарии
Отправить комментарий