Обязательства Америки перед Украиной начались с ядерного оружия в начале 1990-х годов
Обязаны ли США помогать Украине? Краткий ответ на этот вопрос, от которого многие уклоняются, — да. Причины связаны с выбором, политикой и действиями Америки в начале 1990-х годов.
Когда Советский Союз разваливался, у администраций Буша и Клинтона были своего рода дружеские отношения с российскими лидерами, а именно с Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным. Состоялись многочисленные встречи и телефонные звонки как на президентском уровне, так и на различных министерских уровнях. Люди обращались по имени, и многие американские лидеры были склонны смотреть на мир так же, как лидеры Москвы.
Когда в декабре 1991 года СССР наконец распался, советские ядерные активы были обнаружены в Российской Федерации, Украине, Казахстане и Белоруссии. Украина в то время имела третий по величине ядерный арсенал в мире после США и России. Как подробно описывает Юджин Фишель в своей важной книге «Московский фактор: политика США в отношении суверенной Украины и Кремля», Америка и Ельцин начали оказывать давление на Украину и две другие республики, чтобы они согласились сдать свои ядерные арсеналы России еще до того, как крах.
Желание Америки пойти навстречу Ельцину после того, как он стал президентом России, было частично мотивировано понятным интересом к поддержанию деэскалации в американо-российских отношениях и желанием помочь Ельцину внутри страны. И поэтому, когда Ельцин сказал Бушу в Кэмп-Дэвиде в 1992 году, что приоритетом Москвы является денуклеаризация Украины, Белоруссии и Казахстана, он нашел очень восприимчивый слух. Мало кто осознавал или беспокоился о том, что США, по сути, соглашались на то, чтобы Россия получила дополнительное преимущество над своими бывшими колониальными владениями.
Мысли Вашингтона были русоцентричными и, возможно, наивными надеждами. Как говорилось во внутреннем меморандуме Госдепартамента от апреля 1992 года: «Нет ничего более важного в этом процессе, чем консолидация ядерного оружия в демократизирующейся России».
Администрация Клинтона фактически продолжила политику Буша в отношении России и Украины. Внутри Украины оказывалось давление на страну, чтобы она сохранила хотя бы часть ядерного арсенала в качестве формы сдерживания от будущих российских вторжений. Это не было праздным страхом — за прошедшее столетие Украина подвергалась вторжению войск царской России, большевистской России, Белой или монархической России или Советского Союза как минимум семь раз.
Но президент Клинтон и госсекретарь Уоррен Кристофер запугивали президента Украины Леонида Кравчука, заставляя его выполнять наши приказы, и на встрече в аэропорту Украины они сказали Кравчуку в угрожающих выражениях, что, если Украина не согласится передать свое ядерное оружие России, «это будет серьезный удар по отношениям Украины как с Россией, так и с США».
Как отметил Фишел, «правительство США считало любое поведение украинцев, направленное на демонстрацию, отстаивание и защиту собственных независимых интересов Украины, бесполезным, провокационным и даже достойным насмешек и откровенного запугивания».
Интенсивная трехлетняя кампания по выкручиванию рук привела к тому, что в 1994 году Украина согласилась передать весь свой ядерный арсенал России и подписать Договор о нераспространении ядерного оружия. Взамен Украина получила так называемый Будапештский меморандум, подписанный США, Великобританией, Россией и Украиной, в котором все подписавшие стороны обязались гарантировать Украине ее суверенитет и территориальную целостность.
Но в 2014 году Россия вторглась и оккупировала часть Украины, а с февраля 2022 года Россия атаковала и попыталась уничтожить всю Украину.
Было ли с нашей стороны бредом думать или ожидать, что Россия станет хорошим международным гражданином? Учитывая историю неоднократного вторжения в Украину, было ли ошибкой с нашей стороны заставлять Украину отказаться от ядерного арсенала на ее территории? Нужно ли было заставить Украину сдать свой ядерный арсенал прежде всего России? Как бы то ни было, в нашем правительстве был только один высокопоставленный чиновник, который считал нашу преференциальную ориентацию на Москву ошибкой, и этим действующим лицом был Дик Чейни, тогдашний министр обороны при Буше.
Примечательно, что президент Клинтон, один из главных агентов, побуждавших Украину отказаться от своего ядерного оружия, во время интервью в апреле 2023 года заявил, что теперь он сожалеет о своей роли в том, что он заставил Украину отказаться от своего ядерного оружия в 1994 году, и предположил, что Россия не вторглись бы, если бы у Украины еще были средства ядерного сдерживания. Но эта история, как и вся история, лежащая в основе Будапештского меморандума и согласия Украины на денуклеаризацию, похоже, вообще ускользнула от внимания Конгресса и его коллективной институциональной памяти.
На протяжении веков мы выработали четкое понимание обязательств, вытекающих из соглашений, предполагающих договорной обмен. Если в соответствии с соглашением одна сторона производит то, о чем договаривались обе стороны — а здесь Украина сдала свое ядерное оружие — то вторая сторона должна произвести то, о чем договаривались — здесь защита суверенитета и территориальной целостности Украины. Помощь Украине – это то, что обсуждается за вознаграждение.
Некоторые в Конгрессе сегодня, кажется, думают, что помощь Украине – это вариант благотворительной помощи, и действуют соответственно. Другие понимают, что это вопрос наших геополитических интересов. Но, похоже, никто не осознает, что, поскольку мы оказали давление и заставили Украину сдать все свое ядерное оружие России, на самом деле это вопрос обязательств.
Комментарии
Отправить комментарий