Варфоломеевская резня: апофеоз насилия в религиозных войнах во Франции

 Выставка в Музее армии в Париже напоминает о конфликтах, сотрясавших страну в 16 веке, и предлагает уроки для настоящего.

XVI век стал эпохой Возрождения и великих открытий, расширивших кругозор и знания человечества. Но это было также одно из самых жестоких и ужасных времен в истории Европы, отмеченное религиозными войнами и отождествляемое, прежде всего, с Варфоломеевской резней. В ночь с 23 на 24 августа 1572 года в Париже началась резня гугенотов (так во Франции называли протестантов). Затем это событие вызвало лето ужасов во многих французских городах. Десять тысяч протестантов были убиты за очень короткий период. Этот эпизод много раз увековечен в художественной литературе – Марлоу в «Резне в Париже»; Генриха Манна в «Романе о Генрихе IV» и особенно Александра Дюма в «Королеве Марго» — и что историки продолжают исследовать в поисках ответа, объясняющего такой взрыв ненависти.

Выставка в Музее армии в Париже напоминает о том жестоком периоде, в течение которого во Франции между католиками и протестантами велось как минимум восемь войн. Трагедия этих конфликтов состоит в том, что ситуация, разделившая их, была безнадежной. Не было никакого способа достичь мира, если только не изменилась концепция государства и подданные не могли иметь религию, отличную от религии их короля. Людей ненавидели и убивали за то, кем они были, и они не могли перестать быть, даже если бы обратились. Как и в случае с евреями, смена религии всегда была окутана подозрениями.

На раздираемом войной континенте неизбежно найдут отклик отголоски того периода религиозного насилия, которое непреодолимо разделило людей. Параллели, которые находят историки, основаны не столько на различных религиях, сосуществующих сегодня на одной и той же европейской территории, сколько на панораме общества, разбитого все более глубокими расколами, как это произошло со времен Реформации между католиками и протестантами. Хотя теоретически Нантский эдикт 1598 года, который можно увидеть на выставке (открытой до конца июля), положил конец конфликту, поскольку признал существование гугенотов, позднее он был отменен, а 17 век даже хуже, чем 16-е, поскольку оно также совпало с периодом холодов так называемого Малого ледникового периода.

«Нас интересовали религиозные войны, потому что в музее у нас были доспехи, принадлежавшие основным воюющим сторонам в тех конфликтах. Так родилась идея», — объясняет Летиция Дессерьер, одна из четырех кураторов выставки La Haine des Clans. Guerres de Religion, 1559-1610 (Ненависть кланов. Религиозные войны) и хранитель коллекции рисунков в Музее Армии. «Но когда мы закончили выставку, мы поняли, что в нашем обществе много отголосков. Тогда, как и сейчас, пропаганда имела огромное значение. Уже тогда фейковые новости распространялись с необычайной скоростью».

Завершает выставку видеоролик Антуана Аржаковского, содиректора факультета политических исследований и религий Колледжа Бернардинов, который возвращает посетителей в настоящее: «Религиозные войны возможны в XXI веке постольку, поскольку существует та же самая основная проблема, которую мы знали в 16 веке, а именно изменение политической теологии. Прямо сейчас мы видим, что происходит с Россией , которая напоминает об имперском проекте с гармонией между властью царя, властвующего над телами, и властью православного патриарха, властвующего над душами. И перед ними модель национального государства, согласно которой ни язык, ни история, ни религия не могут разделить нацию, потому что ее объединяет нечто гораздо более важное: моральное сознание. Украинцы защищают свое право на формирование государства, основанного на достоинстве всех людей».

В эпицентре выставки находится Варфоломеевская бойня в зале, который с помощью гигантской копии картины, принадлежащей Кантональному музею изящных искусств Лозанны, воссоздает пик насилия и погружает посетителя в убийство. безумие, потрясшее французскую столицу всего за несколько часов. Работа называется «Варфоломеевская резня» , ее создателем был Франсуа Дюбуа. Это единственная известная картина художника, гугенота из Амьена, пережившего массовые убийства, который был вынужден укрыться в Женеве, чтобы спастись от насилия тем летом, и является одним из немногих современных изображений убийств. Как недавно напомнила Le Monde в хронике выставки, «из тех религиозных войн людям больше всего запомнился один эпизод: та резня».

Перед входом в комнату в двух витринах выставлены десятки видов оружия, все разное, все подлинное, которые указывают на посетителя и жестоко иллюстрируют насилие того времени, времени, когда смертельная технологическая революция также началась с повсеместного использования огнестрельного оружия. . Плакат объясняет, что найдет посетитель: «Вторая половина 16 века — это период насилия, во время которого множатся убийства и убийства. Хотя это слово появилось еще до XVI века, термин «резня» получил широкое распространение именно в то время».

«Наша идея заключалась в том, чтобы погрузить зрителя в насилие», — объясняет Дессерьер. «Наш научный совет попросил нас по-другому относиться к убийствам. Это самый известный эпизод, но мы хотели развеять некоторые мифы. Это резня, в которой был замешан король. В какой-то степени это ознаменовало конец эпохи массовых убийств и положило начало размышлениям о реальной власти и понятии послушания. Люди стали задаваться вопросом о природе власти монарха и его слепом повиновении, а также о праве на восстание».

Историк Жереми Фоа, автор книги, которая произвела большой резонанс во Франции, Tous ceux qui tombent: Visages du Massacre de la Saint-Barthélemy (Все павшие. Лица Варфоломеевской ночи), предложил новую интерпретацию. о массовом убийстве. По его мнению, это была не столько резня, организованная властью — помимо короля Карла IX, его мать, Екатерина Медичи, всегда указывалась как главный зачинщик — но что это была «резня вблизи»: соседи убивали своих соседей, даже своих родственников. В различных интервью и выступлениях Фоа сравнивал это с тем, что произошло в Боснии или Руанде в конце прошлого века.

После тщательного исследования различных архивов и документов Фоа обнаруживает, что убийцами зачастую были люди, очень близкие к своим жертвам. «Протестанты привыкли, что их преследуют люди, которых они знали, и поэтому в ночь с 23 на 24 августа они открыли дверь, думая, что их просто посадят, как это случалось в другой раз», — объясняет он на видео, можно увидеть в комнате. Ни в коем случае они не защищались коллективно, думая, что это будет очередным актом преследования. В его книге впечатляет описание дикого насилия в отношении мужчин, женщин и детей, а также пыток и предательства в семьях. И он описывает убийства, подобные тем, которые совершил Томас Крозье, фанатичный католик, который в последующие дни хвастался, что собственными руками убил 400 протестантов. Возможно, это правда.

В своем анализе картины Дюбуа, посредством которой изображена резня, Фоа делает важное уточнение, которое противоречит наиболее распространенному изображению того, что произошло в те дни в конце августа в Париже, и тому, которое популяризировало роман Александра Дюма. «На картине показано, как убийства происходят публично, средь бела дня. Однако последние исследования показывают, что большинство из них происходило в тюрьме, за стенами, вдали от взглядов парижан», — объясняет он.

Выходя с выставки, один посетитель говорит другому: «Это кровавая история». «Кровавый», — отвечает его спутник. Более того, это не столь далекая история, которая еще до конца не изучена и не понята.

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Первый ретроградный Меркурий в 2024 году и как он повлияет на ваш знак зодиака

Археологи обнаружили 2000-летнюю женскую мраморную статую