Междисциплинарный подход к изучению древних текстов

 Носят как записку в амулете на шее, кладут в могилу или находят как руководство в библиотеке ученого: когда-то магические тексты были широко распространены. Их использовали, в том числе, в надежде обрести божественную помощь в поиске партнера, защиту от недругов и болезней или поддержку на пути в загробный мир.

«Такие тексты, которые в современных исследованиях называются «магическими», занимают видное место в письменных традициях всех древних культур Западной Азии и Восточного Средиземноморья и представляют собой важный источник по истории религии и идей в древности», — говорит Даниэль Швемер.

Швемер — профессор древнего Ближнего Востока в Университете Юлиуса-Максимилиана в Вюрцбурге (JMU). Вместе со своими коллегами Даниэлем Коллиганом, профессором сравнительного языкознания, и Мартином Андреасом Стадлером, профессором египтологии, в ближайшие годы он будет внимательно изучать такие магические тексты.

Как объявило 27 июня 2023 года Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG, Немецкий исследовательский фонд), три профессора успешно подали заявку на создание нового Центра перспективных исследований в области гуманитарных и социальных наук. Под заголовком «MagEIA — магия между запутанностью, взаимодействием и аналогией» они будут исследовать традиции магических текстов древнего Ближнего Востока, Египта и соседних регионов в течение начального четырехлетнего периода.

Заглядывая за границы дисциплин

Конечно, в прошлом магические тексты интенсивно изучались; есть длинный список публикаций на эту тему. «В всеобъемлющих исследованиях истории магии в современных западных культурах магические тексты из Древнего Египта и Месопотамии обычно представляются как самые ранние источники влияния на традиции, развивавшиеся в позднеантичной и постантичной Европе, в дополнение к греко-римскому миру. », — объясняет Мартин Стадлер.

Однако тома конференций и справочники по магии в древних культурах «в значительной степени отражают дисциплинарные границы» и почти не касаются межкультурных соответствий и отношений. «Вопросы о взаимосвязях, взаимодействиях и аналогиях между различными традициями магических текстов остаются неисследованными, а взаимные отношения остаются плохо изученными», — говорит Даниэль Кёллиган.

По этой причине новая исследовательская группа использует другой подход: MagEIA будет служить форумом для объединения филологических и сравнительных исследований древних магических текстов и способствовать устойчивому сотрудничеству между различными филологиями, а также историей религии, культурной антропологией и археологией.

Новые методы анализа текста

Этот подход также отражен в структуре MagEIA: его ядро составляют три ученых со своими командами в области египтологии, древнего ближнего зарубежья и сравнительной лингвистики. Их поддерживают другие члены JMU из области классической филологии, древней истории и библеистики.

Вокруг этого ядра группируются приезжие ученые в качестве товарищей, представляющих самые разные дисциплины и специализирующиеся на различных традициях магических текстов древности. Своей работой они обеспечат, чтобы в исследовательском проекте учитывался репрезентативный выбор источников; они также будут способствовать разнообразию исследовательских проектов, методов, типов данных и дисциплинарных точек зрения.

По словам трех главных исследователей, «новый Центр перспективных исследований в области гуманитарных и социальных наук MagEIA разработает методы текстового анализа и модели межкультурного сравнения, которые выведут изучение магии в древности на новый уровень». Центр позволит по-новому взглянуть на то, как тексты и, следовательно, знания могли распространяться на территории от Восточного Средиземноморья до Центральной Азии несколько тысяч лет назад.

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Биоинженерный прорыв

Средневековый клад, принадлежавший легендарному мошеннику, обнаружен в горах Польши