Не говоря уже о Клеопатре — как насчет забытых цариц древней Нубии?
Новый документальный сериал Джады Пинкетт-Смит от Netflix о Клеопатре направлен на то, чтобы привлечь внимание к могущественным африканским королевам. «Мы не часто видим или слышим истории о черных королевах, и это было очень важно для меня, а также для моей дочери и просто для моего сообщества, чтобы знать эти истории, потому что их множество, — рассказала голливудская звезда и продюсер интервьюеру Netflix.
В сериале чернокожая британская актриса двух рас играет знаменитую королеву, чья раса вызывала споры на протяжении десятилетий. Клеопатра происходила из древней греко-македонской правящей династии, известной как Птолемеи, но некоторые предполагают, что ее мать могла быть коренным египтянином. В трейлере чернокожий ученый-классик Шелли Хейли вспоминает, как ее бабушка говорила ей: «Меня не волнует, что вам говорят в школе, Клеопатра была черной».
Эти идеи вызвали комментарии и даже возмущение в Египте, на родине Клеопатры. Некоторые реакции были откровенно расистскими, высмеивая вьющиеся волосы и цвет кожи актрисы.
Египетские археологи, такие как Моника Ханна, критиковали этот расизм. Тем не менее, они также предупреждают, что проецирование современных американских расовых категорий на древнее прошлое Египта является неточным. В худшем случае, утверждают критики, американские дискуссии о личности Клеопатры полностью упускают из виду египтян.
В западных СМИ ее обычно изображают белой — пожалуй, наиболее известной из них является экранная икона Элизабет Тейлор. Тем не менее заявления американских афроцентристов о том, что нынешние египтяне являются потомками «арабских захватчиков», также игнорируют сложную историю, характерную для этой разнообразной части мира.
Некоторые американские ученые возражают, что, в конечном счете, важно «признать Клеопатру черной в культурном отношении», что представляет долгую историю угнетения чернокожих женщин. Изображение Клеопатры с чернокожей актрисой было «политическим актом», как выразился режиссер шоу.
По иронии судьбы, однако, шоу упускает возможность рассказать как американской, так и египетской аудитории об однозначно черных королевах древней Нубии, цивилизации, чья история переплетена с египетской. Как антрополог Египта, имеющий нубийское наследие, я исследую, как истории этих королев продолжают вдохновлять нубийцев, которые сегодня творчески пересказывают их для новых поколений.
Одноглазая королева
Нубийцы в современном Египте когда-то жили в основном вдоль Нила, но потеряли свои деревни, когда в 1960-х годах была построена Асуанская плотина. Сегодня представители меньшинства живут вместе с другими египтянами по всей стране, а также в районе переселения недалеко от южного города Асуан.
Выросшие в нубийской общине Каира, мы, дети, слышали не о Клеопатре, а об Аманиренасе: царице-воине, правившей королевством Куш в первом веке до н. э. Цариц в этом древнем королевстве, охватывавшем территорию нынешнего Южного Египта и Северного Судана, называли «кандаке» — корень английского имени «Кэндис».
Как и Клеопатра, Аманиренас близко знал римских полководцев. Но пока Клеопатра заигрывала с ними — стратегически — Аманиренас сражался с ними. Около 25 г. до н. э. она возглавила армию вверх по Нилу. вести борьбу с римскими завоевателями, посягающими на ее королевство.
Моя любимая часть этой истории о борьбе коренных народов против иностранного империализма связана с тем, что можно охарактеризовать только как силовой ход. После отражения вторгшихся римлян королева Аманиренас вернула бронзовую голову статуи императора Августа и похоронила ее под дверями храма. Каждый раз, входя в храм, ее люди могли буквально пройтись по символу римской власти.
Этот красочный лакомый кусочек иллюстрирует решимость этих королев защищать свою автономию и территорию. Аманиренас лично участвовала в боях и заслужила прозвище «одноглазая царица», согласно древнему летописцу Римской империи по имени Страбон. Кандаки также были духовными лидерами и покровителями искусств, они поддерживали строительство величественных памятников и храмов, в том числе пирамид.
Переплетение культур и историй
Когда люди сегодня говорят «Нубия», они часто имеют в виду Королевство Куш, одну из нескольких империй, возникших в древней Нубии. Археологи недавно начали привлекать внимание широкой общественности к Кушу, утверждая, что его достижения заслуживают такого же внимания, как и достижения Древнего Египта.
Действительно, эти две цивилизации переплелись. Кушитские члены королевской семьи адаптировали многие египетские культурные и религиозные обычаи в своих целях. Более того, кушитская династия правила самим Египтом почти столетие.
Современное нубийское наследие отражает эту историческую сложность и богатство. Хотя их традиции и языки остаются самобытными, нубийцы на протяжении поколений вступали в смешанные браки с представителями других общин Египта. Нубийцы, как и моя мать, гордятся тем, что являются египтянами, но вредные стереотипы сохраняются.
Сегодня некоторые чернокожие американцы считают Клеопатру мощным символом черной гордости. Но представление о древней Нубии как о могущественной африканской цивилизации также играет символическую роль в современной черной культуре, вдохновляя образы во всем, от косметики до комиксов.
Египетские голоса
Исследователи спорят о наследии Клеопатры. Однако разговоры о ней в США иногда больше раскрывают западную расовую политику, чем историю Египта.
В 19 веке, например, интерес Запада к Древнему Египту резко возрос на фоне колонизации — увлечения под названием «египтомания». Как утверждает ученый Скотт Трафтон, зацикленность американцев на древней цивилизации отражала опасения их собственной культуры по поводу расы в течение десятилетий после отмены рабства.
Столетие спустя реклама бледной куклы королевы Нефертити в 1990-х годах вызвала в США споры о том, как представлять ее расу.
Бюст Нефертити — один из самых известных артефактов Древнего Египта — выставлен в немецком музее. Египет призывал к возвращению артефакта почти сто лет, но безрезультатно. Даже Гитлер проявил личный интерес к бюсту, заявив, что он «не откажется от головы королевы», по словам археолога Джойс Тилдесли.
Даже сегодня современная египетская перспектива почти отсутствует в западных изображениях Древнего Египта. Только один египетский ученый дает интервью в четырех эпизодах нового сериала Netflix, как он сам отмечает, и он работает не в египетском университете, а в британском.
Для многих египтян это отсутствие представительства перефразирует тревожную колониальную динамику о том, кого считать «экспертом» в их прошлом. Сериал Netflix «создавался и выпускался без участия владельцев этой истории», — утверждает в обзоре сериала египетская журналистка Сара Хоршед.
Безусловно, в египетской культуре присутствует предубеждение против чернокожих, и некоторые реакции в социальных сетях были полны оскорблений и расизма. Рассказывать людям истории о нубийских царицах, таких как Амариненас, может быть способом способствовать более широкому пониманию того, кто такой египтянин.
Тем не менее я считаю, что разочарование египтян по поводу изображений Клеопатры также отражает давние опасения, что их собственное понимание своего прошлого не воспринимается всерьез.
Это включает черных египтян, таких как моя мать. Когда я спросил ее, планирует ли она посмотреть сериал «Клеопатра», она пожала плечами. Она уже хорошо знает историю этой королевы по ее многочисленным изображениям на экране, будь то в голливудских или египетских фильмах.
«Я буду ждать сериал об Аманиренасе», — сказала она.
Комментарии
Отправить комментарий