Жизнь матерей в Древней Греции была нелегкой, но прославление их любви сохранилось на протяжении веков
Как отец троих детей и муж удивительной женщины, я знаю, что одного дня в году слишком мало, чтобы признать все, что делают матери. Но моя работа исследователя древнегреческой литературы показала мне, насколько труднее было быть матерью в древности.
У древних греков, возможно, не было Дня матери, который сегодня отмечается в Соединенных Штатах и Великобритании — праздников, которые начались на рубеже 20-го века и в средние века соответственно. Но у них были фестивали в честь материнства, посвященные в первую очередь богине Гере или матери-земле Кибеле, хотя чаще всего женщины выполняли львиную долю труда для этих событий.
Истории, которые остались как о реальных, так и о мифических матерях, дают нам понять, насколько они были важны. Отчасти благодаря своей связи с жизненным циклом женщины в Древней Греции были и символом смертности, и силой, очеловечивающей героев.
Исторические жизни
То, что мы знаем о жизни женщин в Древней Греции, в целом не очень хорошо. Согласно поэту Гесиоду, датируемому примерно 700 г. до н. э., считалось хорошей практикой выдавать женщин замуж за мужчин постарше «через четыре или пять лет после полового созревания». Философские и медицинские традиции того времени считали женщин низшими и определяли их способность рожать, хотя популярное мнение заключалось в том, что мужская сперма содержит все необходимое для ребенка.
У нас есть неопределенные доказательства того, какой была жизнь после брака. По некоторым данным, в среднем на одну женщину приходится шесть рождений, и до 40% младенцев, возможно, не дожили до брачного возраста, хотя оценки младенческой смертности различаются. Большинство историков согласны с тем, что потеря детей была достаточно обычным явлением в древности, чтобы быть скорее ожиданием, чем неожиданностью.
Мраморное надгробие, датированное 420 г. до н.э. Photo12 / Библиотека изображений Энн Ронан / Universal Images Group через Getty Images
Информация о материнской смертности также неясна, хотя демографические данные свидетельствуют о том, что иногда более 30% матерей умирали от осложнений, связанных с родами. Но есть неподтвержденные свидетельства из надгробных надписей, собранных со всего античного грекоязычного мира. 21-летняя Праксо, жена Феокрита, умерла при родах и оставила после себя 3-летнего ребенка. Кайнис умерла от затянувшихся родов в 20 лет, «просто едва испытав в жизни». Плаута также скончалась в 20 лет, во время своего второго рождения, но ее слава «поет так же глубоко, как бесконечное горе ее дорогого мужа», согласно ее надгробию.
Изучающие классику часто узнают, что древнегреческие мужчины обычно не проводили много времени с очень маленькими детьми, учитывая высокий уровень потерь. Некоторые ритуальные практики могли быть реакцией на ненадежность ранней жизни, например, проведение церемонии наречения имени только на 10-й день после рождения или официальная регистрация ребенка как члена семьи отца в муниципальных записях в течение первого года.
Однако как родитель я менее убежден в том, что высокий уровень потерь приводит к тому, что родители становятся более отдаленными. Я подозреваю, что чувство неуверенности сделало детей более ценными для всех членов семьи и что те ранние годы только укрепили связи между матерями и детьми в особенности.
Женщины в историях
Когда люди думают об области, которую я изучаю, об эпической поэзии, я подозреваю, что они обычно думают о жестоких героях-мужчинах и женщинах-жертвах. Хотя этот образ, безусловно, не является ошибочным, он упускает из виду другие аспекты, в которых женщины, и в частности матери, играли решающую роль в мире греческой поэзии и мифов.
В Древней Греции существовал целый жанр поэзии-каталога — в основном, списки людей и их краткие истории, — посвященный рассказу историй героических семей, основанных на невестах и матерях, которые помогали очеловечивать героев для своей аудитории.
В «Одиссее», например, Одиссей обращается к этой традиции во время путешествия в подземный мир и рассказывает истории обо всех героических матерях, которых он встречал среди мертвых, — перечисляя свою собственную мать как одну из первых. Во время своего краткого визита, чтобы поговорить с мертвыми, он узнает, что его мать Антиклея умерла от разбитого сердца из-за его долгого отсутствия. И на протяжении всей эпопеи Одиссей проводит большую часть своего времени, пытаясь вернуться домой к Пенелопе: своей жене, но также и матери-защитнику их сына Телемаха.
В «Илиаде» могущественная воительница, мать Ахилла, Фетида, играет важную роль в обращении к Зевсу от его имени, когда Агамемнон, вождь греков, бесчестит его. Как только почти непобедимый боец выходит на бой с Гектором, Фетида оплакивает его короткую жизнь, приближающуюся к концу.
На протяжении рассказов о войне и чести в «Илиаде» матери напоминают слушателям о реальных последствиях войны. В один захватывающий момент Гектор, принц Трои, ждет встречи с Ахиллесом и вероятной смертью. Гекуба, его мать, стоит на стенах города и обнажает грудь перед сыном, умоляя его вспомнить заботу, которую он получил от нее, и остаться в городе, чтобы защитить ее.
Но одна сцена, которая довела меня до слез, — это слова жены Гектора, Андромахи, после того, как она узнала о смерти своего мужа. Она оплакивает будущие страдания их сына как сироты, лишенного места за чужими столами, оставленного скитаться и попрошайничать. Этот момент был еще более душераздирающим для древних зрителей, которые знали судьбу своего сына Астианакса: после того, как Троя пала перед греками, он был сброшен со стен города.
Героические матери помогали древним грекам определить себя и понять свое место в мире, почти всегда во вред себе. Они напоминают слушателям о значении труда и жертвы.
Как сын, так же как и отец, я знаю, какими сложными могут быть отношения в семье. Обычно мы видим, что современный мир очень сильно отличается от прошлого, но в человеческой жизни все еще мало что так преобразует, как рождение или воспитание ребенка.
Несколько слов древних драматургов убеждают, как много осталось прежним. В одном фрагменте, упоминаемом как 685, Софокл утверждает, что «дети — это якоря жизни матери». Во фрагменте своего собственного, 358, Еврипид пишет: «Любите свою мать, дети, нет нигде любви, которая могла бы быть слаще этой».
Комментарии
Отправить комментарий