Открытие «Розеттского камня» умирающего языка

 Член общины могавков в Канаде разработал новый метод обучения языку коренных народов, находящемуся на грани исчезновения.

ШЕСТЬ НАЦИЙ БОЛЬШОЙ РЕКИ, Онтарио. Когда Брайан Маракл в возрасте 40 лет вернулся в общину могавков недалеко от Торонто, которую он покинул, когда ему было всего 5 лет, у него не было работы и он почти никого не знал.

Но, возможно, самая большая проблема, с которой он столкнулся, заключалась в том, что он почти не говорил и не понимал каньенкеха, языка могавков. Более века попыток правительства Канады искоренить культуру коренных народов оставили г-на Маракла и многих других коренных народов без их языков.

Теперь, 30 лет спустя, г-н Маракл стал защитником языка могавков и помогает возродить его и другие языки коренных народов как в Канаде, так и в других местах, путем изменения методов обучения.

«Я никогда не изучал лингвистику, у меня нет педагогического образования, мои родители не были носителями языка», — сказал он в своем кабинете в языковой школе для взрослых, которую он основал около двух десятилетий назад в своем сообществе, Шесть наций на территории Гранд-Ривер. , к юго-западу от Торонто. Тем не менее, на академических конференциях по лингвистике теперь он выступает в качестве докладчика.

Эксперты говорят, что инновационные подходы, подобные подходу г-на Маракла, имеют решающее значение для преодоления подавления языков и культур коренных народов в Канаде.

С 19 века по 1990-е годы тысячи учащихся из числа коренных народов были вывезены из своих домов, иногда силой, и помещены в канадскую систему школ-интернатов. Там им было запрещено говорить на своих языках и исповедовать свои традиции, что впоследствии было названо национальной комиссией «культурным геноцидом».

Системе не удалось полностью искоренить языки коренных народов, но, тем не менее, ее эффект был разрушительным для 60 языков коренных народов, обитающих в Канаде.

Сегодня восстановление языков коренных народов является составной частью стремления Канады к примирению со своими коренными народами, что является главным приоритетом правительства премьер-министра Джастина Трюдо. Четыре года назад правительство приняло Закон о языках коренных народов, который официально признает важность этих языков и требует выделения денег — на сегодняшний день более 700 миллионов канадских долларов — для их обучения.

Но ничего из этого не было, когда г-н Маракл прибыл в Six Nations, и программа, которая была доступна, как он обнаружил, плохо подходила для взрослых студентов.

«Языки коренных народов сильно отличаются от английского, — говорит Ивона Кучерова, директор Центра перспективных исследований в области экспериментальной и прикладной лингвистики Университета Макмастера в Гамильтоне, Онтарио. «Но, как правило, вы видите, что местные методики преподавания языков коренных народов предназначены для обучения западным языкам».

Г-н Маракл сказал, что проблема с его первым неудачным уроком заключалась в том, что инструкторы, как правило, старейшины могавков, не имевшие образования в качестве учителей языка, выбрасывали «целые слова».

«Они просто ожидали, что, бросив вам слово и сказав это громче, вы как-нибудь догадаетесь», — сказал мистер Маракл. «Они не понимали, как на самом деле устроен язык».

Небольшой грант позволил г-ну Мараклу и трем другим людям из Six Nations попытаться точно определить, что это за структура.

Г-н Маракл нашел ответ около 25 лет назад в офисе Дэвида Канатавахона-Маракла, не имеющего прямого отношения, преподавателя Западного университета в Лондоне, Онтарио.

«На этом большом столе были маленькие кусочки бумаги, — вспоминал мистер Маракл. Лектор сказал мистеру Мараклу слова, которые он так хотел услышать: «Он сказал: «Я думаю, что у меня есть новый способ преподавания языка».

На его офисном столе лежало около 60 листов бумаги, и они «были Розеттским камнем из всего, что вам нужно, чтобы стать компетентным начинающим оратором», — сказал г-н Маракл.

Каньенкеха — полисинтетический язык, в котором одно слово может функционировать как целое предложение. Эти слова состоят из морфем, небольших элементов, которые меняют свое значение в зависимости от того, как они сочетаются.

Листки бумаги содержали морфемы, которые являются строительными блоками для всего языка.

«Это было грандиозно», — сказал мистер Маракл.

Понимание того, что эти элементы были ключом к открытию языка, стало прорывом, который был необходим мистеру Мараклу для достижения свободного владения языком. Но другие ученики школы, которую он помог начать в 1999 году, все еще боролись. Стало очевидным, что кому-то нужно было разработать учебный план и программу обучения на основе морфем, включая систему цветового кодирования для их группировки, что мистер Маракл и сделал методом проб и ошибок.

По его словам, одним из важнейших открытий стало понимание того, что изучение Каньен'кеха требует «взгляда на мир глазами языка могавков».

По сравнению с другими языками каньенкеха в значительной степени зависит от глаголов. Объекты обычно описываются тем, что они делают. Например, слово «компьютер» примерно переводится как «он поднимает вещи».

Поэтому, по словам г-на Маракла, его спикеры должны анализировать мир с точки зрения действия, а не объектов.

«Мы не учим вас, как говорить «карандаш», «стул», «ботинок» в течение шести месяцев, — сказал мистер Маракл. «Поскольку язык основан на глаголах, названия вещей менее важны с грамматической точки зрения».

Профессор Кучерова, директор лингвистического центра в Гамильтоне, считает г-на Маракла лингвистом, несмотря на отсутствие у него формального образования. Она сказала, что тесты показали, что его ученики за два года достигли университетского уровня текучести.

«Я никогда не видела, чтобы кто-то еще доводил взрослых учащихся до такого уровня языка, чтобы они могли говорить на этом уровне через два года», — сказала она, добавив, что ирокез по уровню сложности для англоязычных учащихся стоит в одном ряду с арабским. «Это действительно удивительно».

«Я была буквально загипнотизирована масштабами его работы, — сказала профессор Кучерова. «Он придумал этот невероятный, но очень умный с лингвистической точки зрения метод передачи совершенно другого языка взрослым».

Родившийся в Детройте, г-н Маракл провел большую часть своих первых пяти лет в Шести нациях, но позже в детстве жил в Буффало и Рочестере в Нью-Йорке, а также в Ниагара-он-те-Лейк, Онтарио, где его отец был плотником. переехал по работе.

После окончания Дартмутского колледжа он изучал журналистику и работал репортером в газете The Globe and Mail. Он также был ведущим радиопрограммы для коренных народов Канадской радиовещательной корпорации, прежде чем вернуться в Six Nations.

76-летний г-н Маракл недавно ушел из основанной им языковой школы Onkwawenna Kentyohkwa, или «Наше языковое общество», но продолжает активно участвовать в ряде ее программ.

Школа имеет свои офисы в здании общественных служб коренных народов в деревне Освекен, Онтарио, обширном административном центре коренных народов. Он может позволить себе принимать только около дюжины студентов в год; его первые гранты от федерального правительства поступили только в 2021 году. До этого он в основном финансировался сообществом.

Конкретных данных о нынешних носителях каньенкеха в этом районе нет, но местное отделение Королевского банка Канады, крупнейшего финансового учреждения Канады, теперь имеет вывески на каньенкеха и сотрудников, говорящих на этом языке. Знаки на языке вокруг сообщества предупреждают автомобилистов, чтобы они не писали сообщения и не садились за руль.

Среди студентов школы был Марк Миллер, нынешний федеральный министр по делам коренных народов, который после неполного обучения стал первым законодателем, выступившим в парламенте Канады на языке коренных народов со времен Конфедерации в 1867 году.

Г-н Маракл сказал, что самое важное отличие, которое он заметил, заключается в том, что на каньенкеха больше не говорят только пожилые люди, а молодежь чаще использует его дома, с ближайшими родственниками и в повседневных ситуациях.

«Я думаю, что люди, наконец, осознают, что государственные школы и технологии не спасут наши языки», — сказал он, добавив: «Вы должны дать возможность молодым людям стать носителями языка, чтобы они могли воспитывать детей как родной язык. динамики."

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Биоинженерный прорыв

Средневековый клад, принадлежавший легендарному мошеннику, обнаружен в горах Польши