Американский пилот сбил четыре советских МиГа за 30 минут и хранил это в секрете 50 лет

 

Летчик стоит возле самолёта
Фото: cnn.com

Ройс Уильямс был настоящим «Лучшим стрелком» за 10 лет до рождения Тома Круза.

Холодным ноябрьским днем 1952 года Уильямс сбил четыре советских истребителя и стал легендой, о которой никто не слышал более 50 лет.

На церемонии в пятницу в Калифорнии 97-летнему бывшему военно-морскому летчику был вручен Военно-морской крест, вторая по значимости военная награда службы.

Министр ВМС Карлос Дель Торо заявил в пятницу, что среди множества рассмотренных им предложений по повышению квалификации моряков дело Уильямса «выделялось среди всех остальных. Мне было совершенно ясно, что его действия были действительно экстраординарными и более тесно связанными с критерии, описывающие более высокую медаль».

«Свобода не может быть дешевой, — сказал Дель Торо. «Это происходит благодаря жертве всех тех, кто служит и продолжает служить в сегодняшних вооруженных силах. Ваши действия в тот день освободили вас. Они освободили ваших товарищей по кораблю в Оперативной группе 77. Действительно, они освободили всех нас».

Вот что сделала Уильямс, чтобы заслужить эту честь.

Численность и превосходство в вооружении

18 ноября 1952 года Уильямс управлял F9F Panther — первым реактивным истребителем ВМС США — во время Корейской войны.

Он взлетел с авианосца USS Oriskany, который вместе с тремя другими авианосцами действовал в составе оперативной группы в Японском море, также известном как Восточное море, в 100 милях от побережья Северной Кореи.

Уильямсу, которому тогда было 27 лет, и трем другим летчикам-истребителям было приказано совершить боевое воздушное патрулирование самой северной части Корейского полуострова, недалеко от реки Ялу, которая отделяет Северную Корею от Китая. На северо-востоке находится Россия, тогда входившая в состав Советского Союза, который поддержал Северную Корею в конфликте.

Во время патрулирования четырех самолетов ВМС США у лидера группы возникли механические проблемы, и он вместе со своим ведомым направился обратно к оперативной группе у побережья.

Это оставило Уильямса и его ведомого в одиночестве на миссии.

Затем, к их удивлению, были идентифицированы семь советских истребителей МиГ-15, направлявшихся в сторону оперативной группы США.

«Они просто не выезжали из России и не вмешивались в нас раньше», — сказал Уильямс в интервью 2021 года Американскому центру ветеранов.

Осторожные командиры оперативной группы приказали двум самолетам ВМС США встать между МиГами и военными кораблями США.

При этом четыре советских МиГа повернулись к Уильямсу и открыли огонь, вспоминает он.

Он сказал, что стрелял по хвостовому МиГу, который затем выпал из советского строя из четырех самолетов, а ведомый Уильямса следовал за советским самолетом.

По его словам, в этот момент командование США на авианосце приказало ему не вступать в бой с Советами.

«Я сказал: «Я помолвлен», — вспоминал Уильямс в интервью.

Нет выбора, кроме как бороться

Уильямс сказал, что он также знал, что, поскольку советские самолеты были быстрее его, если он попытается оторваться, они поймают и убьют его.

«В то время МиГ-15 был лучшим истребителем в мире», он был быстрее и способен набирать высоту и пикировать быстрее, чем американские самолеты, — сказал он в интервью.

По его словам, его самолет приспособлен для ведения боя воздух-земля, а не для воздушных боев.

Но теперь он был в одном, причем не с одним, а с шестью советскими реактивными самолетами, когда вернулись три других МиГа, которые откололись ранее.

За этим последовало более получаса воздушного боя, в котором Уильямс постоянно поворачивался и петлял — единственная область, где F9F мог соперничать с советским самолетом — чтобы не позволить превосходящим МиГам навести на него свои орудия.

«Я был на автомате, я делал то, что тренировал», — сказал он.

Так было и в Советах.

«Но в некоторых случаях… они допускали ошибки», — сказал Уильямс.

Один полетел на него, но потом перестал стрелять и нырнул под него. Уильямс предположил, что его пилот был убит выстрелами.

И он описал, как еще один МиГ оказался прямо перед ним, он попал в него из своей пушки, и он разрушился, заставив Уильямса резко маневрировать, чтобы избежать обломков и его пилота, когда самолет развалился.

В ходе боя Уильямс произвел все 760 выстрелов из 20-мм пушечных снарядов, которые имел F9F, согласно отчету о сражении на веб-сайте Мемориала ВМС США.

Но Советы нанесли удары и по Уильямсу, выведя из строя его руль направления и поверхности управления крылом, оставив только рули высоты в задней части самолета, чтобы он мог перемещать самолет вверх и вниз.

К счастью, сказал он, в этот момент он направлялся в сторону оперативной группы США у побережья. Но один из оставшихся советских самолетов все еще был у него на хвосте.

Он сказал, что летел вверх-вниз по схеме американских горок, когда пули летали над ним и под ним, когда он двигался, советский пилот пытался сделать точный выстрел.

В этот момент ведомый Уильямса присоединился к бою, сев на хвост Советскому Союзу и отпугнув его, согласно отчету Navy Memorial.

Но Уильямсу предстояло еще несколько сложных полетов, чтобы вернуть поврежденный самолет на борт авианосца.

Во-первых, поскольку оперативная группа настороженно относилась к возможной атаке советских боевых самолетов, ее усиленная противовоздушная оборона сначала приняла F9F Уильямса за МиГ, и эсминцы, охранявшие американские авианосцы, открыли по нему огонь.

Уильямс сказал, что его командир быстро положил этому конец, устранив одну опасность.

Тем не менее, Уильямсу пришлось поставить свой самолет на палубу авианосца, что он обычно делал на скорости 105 узлов (120 миль в час). Но он уже знал, что если он пойдет со скоростью ниже 170 узлов (195 миль в час), его самолет остановится и рухнет в ледяное море.

И он не мог повернуться, чтобы выровняться с авианосцем. Поэтому капитан корабля решил пойти на экстраординарный шаг, повернув авианосец так, чтобы он выровнялся с Уильямсом.

Это сработало. Он рухнул на палубу и зацепился за третий и последний страховочный трос.

На палубе авианосца экипаж ВМФ насчитал в самолете Уильямса 263 пробоины. Согласно отчету «Мемориала ВМФ», он был в таком плохом состоянии, что его столкнули с корабля в море.

Но поскольку самолет исчез под волнами, должно было исчезнуть и что-то еще — тот факт, что американо-советский воздушный бой вообще произошел.

Страх новой мировой войны

Новости о героизме Уильямса дошли до самого верха, а тогдашний президент Дуайт Эйзенхауэр был среди высокопоставленных официальных лиц США, желающих поговорить с пилотом, согласно веб-сайту Мемориала ВМС.

«После боя Уильямс дал личное интервью нескольким высокопоставленным адмиралам ВМС, министру обороны, а также президенту, после чего ему было приказано не говорить о своей помолвке, поскольку официальные лица опасались, что инцидент может привести к разрушительному росту напряженности. между США и Советским Союзом и, возможно, спровоцировать Третью мировую войну», — говорится на сайте.

В отчете Министерства обороны США об инциденте также отмечается, что в тот день американские силы испытывали новое оборудование для перехвата связи. Были опасения, что раскрытие советской роли в бою скомпрометирует это преимущество США.

Записи о воздушном бою Уильямса были немедленно засекречены официальными лицами США, и он поклялся хранить их в секрете, а это означало, что пройдет более пяти десятилетий, прежде чем его победы смогут быть полностью признаны.

В 1953 году Уильямс был награжден Серебряной звездой, но в цитировании не упоминались советские самолеты, а только «вражеские». И это только упомянуло три убийства. О четвертом не было известно до тех пор, пока в 1990-х годах не были выпущены российские пластинки, говорится на сайте.

Так что только в 2002 году, когда записи были рассекречены, Уильямс смог рассказать об этом даже самым близким людям.

«До конца его успешной карьеры в военно-морском флоте и в течение десятилетий после отставки подробности воздушного боя Уильямса с советскими МиГами над Северной Кореей оставались секретом», — говорится в сообщении министерства обороны США.

«Когда с ним, наконец, связалось правительство и сообщило, что его миссия рассекречена, первым человеком, которому Уильямс сказал, была его жена».

В последующие годы группы ветеранов, которые узнали, что он сделал, сказали, что Серебряная звезда была недостаточной наградой для Уильямса, а некоторые говорили, что он должен получить высшую военную награду - Почетную медаль.

В декабре прошлого года, более чем через 70 лет после воздушных сражений Корейской войны, Дель Торо заявил, что Серебряная звезда Уильямса должна быть повышена до Военно-морского креста.

Член палаты представителей от Калифорнии Даррелл Исса, который настаивал на том, чтобы Уильямс получил повышенную медаль, назвал его «лучшим пилотом, как никто другой, и американским героем на все времена».

«По сей день это самый уникальный американо-советский воздушный бой в истории холодной войны», — говорится в заявлении Исса.

«Героизм и доблесть, которые он продемонстрировал в течение 35 мучительных минут 70 лет назад в небе над северной частью Тихого океана и побережьем Северной Кореи, спасли жизни его коллег-пилотов, товарищей по кораблю и членов экипажа. теперь полностью рассказано».

Источник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Первый ретроградный Меркурий в 2024 году и как он повлияет на ваш знак зодиака

Археологи обнаружили 2000-летнюю женскую мраморную статую