Почему некоторые древние общества были более неравны, чем другие

 Неравенство коснулось некоторых древних обществ, но не всех. Изменения в сельском хозяйстве — и используемых в нем животных — могли быть фактором, вызвавшим его спираль.

26 ноября 1922 года произошло, пожалуй, самое известное открытие в истории археологии. В тот день британский египтолог Говард Картер проделал небольшое отверстие, через которое он мог вставить свечу в запечатанный дверной проем погребальной камеры Тутанхамона, и таким образом осветил интерьер. По мере того, как его глаза медленно адаптировались к темноте, он смог разглядеть комнату, которую не трогали более 3000 лет.

Тутанхамон был всего лишь малоизвестным фараоном при жизни, и есть свидетельства того, что его поспешно похоронили — второй из трех вложенных гробов, похоже, изначально принадлежал кому-то другому. И все же внутренний гроб, в котором была обнаружена его мумия, сделан из чистого золота и весит почти 250 фунтов (113 кг). Трудно себе представить, насколько впечатляющими должны были быть захоронения таких могущественных лидеров, как Хуфу, Тутмос III или Рамсес II. Увы, все они были разграблены в древности.

Но вопреки распространенному мнению и кинематографическому прославлению, большинство археологов сказали бы, что поиск впечатляющих сокровищ не является их главной исследовательской целью. Они хотят понять повседневную жизнь прошлых цивилизаций. Тем не менее, обе крайности — баснословное богатство королей и тяжелое существование простых людей — способствуют пониманию того, что можно утверждать, является одной из главных целей археологии: документировать и изучать эволюцию неравенства в древних обществах. Это также включает в себя вопрос о том, как распознать и количественно оценить его.

Одним из наиболее очевидных подходов может быть оценка различного имущества, захороненного в могилах. Но богато обставленные могилы могут быть не просто свидетельством социальной дифференциации; скорее, они могут быть попыткой продемонстрировать важность и отличие семьи по отношению к другим родам — социальную значимость, которой в действительности может и не быть. Более того, социальное расслоение может быть основано на богатстве, но также может быть основано на личном престиже и власти. Поэтому не всегда можно оценить социальные различия, сравнивая могилы с вещами и могилы без них.

Некоторые археологи пытались применить экономические принципы для изучения социальных различий в конкретных местах и, что особенно важно, для сравнения данных из разных мест. В исследовании, проведенном Сэмюэлем Боулзом из Института Санта-Фе и опубликованном в журнале Nature в 2017 году, была предпринята попытка ответить на этот вопрос путем применения коэффициента Джини — единственного числа, наиболее часто используемого для измерения неравенства доходов — к большому количеству археологических памятников. как в Старом Свете, так и в Америке.

В список сайтов вошли парадигматические города, такие как Чатал-Хююк в Турции, Помпеи в Италии и Теотиуакан в Мексике — авторы измеряли размеры домов как оценочные показатели богатства.

Команда обнаружила, что среди современных охотников-собирателей коэффициент Джини низкий — около 17 (по шкале от 0 до 100). Это неудивительно, поскольку в кочевых обществах можно носить с собой лишь несколько вещей, и, следовательно, личные качества, такие как способность к охоте, имеют большее значение. Это не означает, что некоторые люди не имели более высокого социального статуса; материальная культура, вероятно, была настолько бедна — или настолько отличалась от наших представлений о статусе, — что трудно уловить социальные различия между охотниками-собирателями прошлого.

В изучаемых древних земледельческих обществах коэффициент Джини, по оценкам, составлял от 35 до 46. Интересно, что реальные измерения были ниже, чем полученные из записей. Например, среди руин Вавилонии исследователи оценили коэффициент 40, однако оценка, основанная на информации из вавилонских хроник, привела к более высокому коэффициенту 46. Древние отчеты, вероятно, чрезмерно подчеркивали размер самых больших домов в восхищении. Это мало чем отличается от того, что происходит, когда мы возвращаемся из поездки: мы иногда склонны преувеличивать то, что видели.

Тем не менее, самые заметные различия проистекают из сравнения обществ Старого Света и обществ Америки, причем последние гораздо более равны по коэффициенту Джини, несмотря на то, что в некоторых случаях они очень иерархичны, например, в могущественной Империи ацтеков. Исследователи приходят к выводу, что корень этих различий мог быть экологическим, поскольку в Евразии было больше и более крупных животных, таких как коровы, лошади, свиньи, овцы и козы, чем в Америке, где были только собаки и индейки. одна только эта черта создала дифференцированную систему накопления богатства.

Когда возникли эти различия между Старым и Новым Светом?

В столице ацтеков, Теночтитлане, например, дома имели строго стандартизированные размеры и были очень похожи. Ацтекское общество, даже с его ужасающими человеческими жертвоприношениями, было во времена испанского завоевания более эгалитарным, чем Мексика 200 лет спустя, когда европейская элита создала систему энкомьенд, при которой коренное население работало в полурабстве. В течение нескольких поколений концентрация богатства в колониальном Новом Свете почти удвоилась, что привело к увеличению неравенства.

Когда возникли эти различия между Старым и Новым Светом? Ранние земледельческие общества имели возможность создавать и хранить излишки продовольствия, создавая потенциальные сценарии различий в численности населения наряду с определенной степенью межпоселенческого и внутрипоселенческого неравенства. Недавнее применение коэффициента Джини к 90 местам Ближнего Востока и Европы показало значительный рост неравенства через тысячи лет после появления сельского хозяйства — открытие, которое указывает на то, что не сельское хозяйство само по себе создало неравенство в обществе.

По словам авторов, в какой-то момент некоторые фермеры смогли содержать специализированных пахотных волов, которые могли обрабатывать в 10 раз больше земли, чем другие фермеры, тем самым преобразовав экономику в сторону более высокой стоимости земли в ущерб человеческому труду.

Это возникающее неравенство в конце неолита могло бы объяснить замечательный пример богатства того периода: захоронение в Варне. Это захоронение было найдено на кладбище медного века в современной Болгарии и датируется 4560–4450 годами до нашей эры. В нем было больше золота, чем в то время было в остальном мире. Вместе с ним были останки взрослого мужчины — вероятно, вождя или какого-то короля — который был похоронен с золотой боевой булавой. Любопытно, что у него также были золотые ножны для пениса неизвестного назначения. Тем не менее такие находки являются исключительными, и существует общее мнение, что неолитические общества были более эгалитарными, чем более поздние.

Неравенство явно увеличилось с появлением металлов, что отчасти позволило, с 3000 по 2000 г. до н.э., появление и развитие социальной организации, основанной на появлении элит. Как только первоначальная структура власти была установлена, она попыталась увековечить себя династически, усилив социальный контроль и создав семейные союзы с другими вождями.

На рост неравенства в этот период как на Ближнем Востоке, так и в некоторых частях Западной Европы, по-видимому, частично повлияло увеличение плотности населения.

Механизмы контроля часто связаны с насилием. Возможность использования лошадей — и в меньшей степени верблюдов — в качестве орудий войны предопределила успех завоеваний, которые изменили характер расселения по всей Евразии в конце неолита. Это, по крайней мере, частично объясняет, как 30 империй или крупных государств, возникших между 3000 и 600 годами до нашей эры, оказались в Старом Свете, где бродили эти животные.

Следовательно, могилы с признаками богатства стали более многочисленными в археологических записях, таких как знаменитый лучник Эймсбери, найденный в трех милях к юго-востоку от Стоунхенджа в 2002 году (недалеко от сегодняшнего Солсбери) и датированный 2300 годом до нашей эры. В этой могиле находится больше артефактов, чем в любом другом британском захоронении бронзового века. Помимо многочисленных наконечников стрел, трех медных ножей, четырех клыков кабана, двух каменных наручей, которые защищали пользователей от тетивы лука, и пяти горшков, соответствующих традиции колокольчиков, были два золотых украшения для волос — самые ранние из когда-либо найденных изделий из этого металла. на Британских островах.

Приход комплекса Bell Beaker на Британские острова связан с почти полной заменой предшествующего местного населения и последующим появлением социальных элит.

На рост неравенства в этот период как на Ближнем Востоке, так и в некоторых частях Западной Европы, по-видимому, частично повлияло увеличение плотности населения. Эта корреляция, вероятно, связана с возрастающей сложностью способов существования, торговых сетей и политической организации, связанной с ростом населения.

Хотя самые высокие коэффициенты Джини для обществ прошлого, определенные Институтом Санта-Фе, были аналогичны коэффициентам, найденным в некоторых современных европейских странах (например, со значениями около 60 в Помпеях и Кауне, египетском поселении 12-й династии), они оставалась ниже значений для самых неравноправных современных обществ, таких как Китай и США (с коэффициентами Джини 73 и 85 соответственно), население которых, очевидно, больше.

С исторической точки зрения это предполагает, что увеличение численности населения приводит к увеличению неравенства — проблема, недавно исследованная экономистом Томасом Пикетти, но, вероятно, имеющая параллели с населением бронзового века.

В наших современных городах мы все знаем, что расположение — например, близко к центру города — обычно важнее размера.

Тем не менее коэффициент Джини не всегда применим, так как некоторые поселения со временем выросли за счет разрушения предыдущих, наслоившись одно на другое, как слои торта. Многие древние памятники невозможно было детально изучить. Например, в Гиссарлыке — древней Трое — всего за 2000 лет на вершинах своих предшественников возникло не менее 10 городов, что затрудняет их распутывание. В дополнение к этому ограничению, вопрос о том, можно ли переносить коэффициент Джини между различными культурными, географическими и экологическими средами для проведения прямых сравнений, также был предметом споров, поскольку такие факторы могут по-разному влиять на их жителей. Например, поселение, основанное на неровной местности, будет благоприятствовать меньшим, более вертикальным домам, чем поселение, простирающееся на обширной равнине.

Экономическая интерпретация прошлых поселений вызвала некоторую критику со стороны археологического сообщества. Некоторые утверждают, что качество и прочность строительных материалов могут иметь такое же значение, как и размер дома. В наших современных городах мы все понимаем, что расположение — например, близко к центру города — обычно важнее, чем размер. Наконец, следует также принять во внимание демонстративное богатство — роскошную мебель, настенные росписи, мозаику и т. д., — которое все еще можно найти в некоторых раскопанных домах, например, в Помпеях, хотя такие черты обычно плохо сохраняются.

Одним из способов обойти эти ограничения может быть сравнение коэффициентов Джини с так называемым неравенством здоровья каждой группы населения, поскольку захороненные человеческие останки иногда лучше сохраняются, чем здания. Существует несколько скелетных показателей (кариес, артрозы, травмы, дефицит витаминов и др.), которые могут отражать состояние здоровья населения в каждый период. Частота этих патологических маркеров в целом выше в периоды более высокого неравенства.

Например, раскопки кладбищ 2006–2013 гг., таких как Северные гробницы в Амарне (древнеегипетское место, датируемое 1346 г. каторжный труд, что свидетельствует о плохом состоянии здоровья и неудовлетворительных условиях труда большей части этого городского сообщества. Например, у 16% всех детей до 15 лет выявлены травмы позвоночника, связанные с переноской тяжестей; ни у кого из них не было инвентаря, и иногда их хоронили вместе с несколькими другими, почти не обращая внимания на расположение тел - мрачный образ, контрастирующий с гламурными изображениями семьи фараона в амарнском стиле.

Вероятно, самая поразительная наблюдаемая разница наблюдается между охотниками-собирателями и первыми земледельцами в Европе.

Дополнительным индикатором может быть свидетельство высокого уровня младенческой смертности, хотя сохранение детских скелетных останков всегда сложнее, чем у взрослых, из-за различий в процессах консервации, и это может представлять собой непреодолимую погрешность в результатах. Изменения в состоянии здоровья также могут быть использованы для определения культурных и наследственных переходов. В этом смысле, вероятно, наиболее поразительная наблюдаемая разница наблюдается между охотниками-собирателями и первыми земледельцами в Европе. Последние не только демонстрируют признаки более слабого здоровья, такие как кариес, почти неизвестные первым, но и более высокий уровень детской смертности и даже более низкий рост, чем предыдущие охотники-собиратели.

В соответствии с этой информацией недавние разработки в области анализа стабильных изотопов соотношения углерода и азота в костном коллагене могут предоставить информацию о состоянии питания и моделях подвижности, связанных с конкретными людьми. Например, анализ высокопоставленного захоронения в Хельмсдорфе, Германия, относящегося к культуре Унетице, показал, что этот человек потреблял больше белка, чем другие его сверстники, предполагая также, что диета может быть таким же индикатором социального статуса. как в современном обществе.

Ключом к пониманию социальной панорамы прошлого является то, что древние кладбища могут предоставить не только потенциальные индикаторы неравенства в виде погребального инвентаря и даже различного состояния здоровья, но и генетический материал, сохраненный в человеческих останках. Информация, извлеченная из их ДНК, может быть впервые использована для сопоставления происхождения с социальной властью в каждый период. Кроме того, решающим аспектом накопления власти является возможность завещать богатство биологическим родственникам, что также можно проверить на стыке генетики и археологии, что позволяет выявить семейные связи.

Как и погребальный инвентарь, привилегированное место упокоения также могло служить маркером статуса. Около 6500 лет назад явление строительства больших погребальных каменных сооружений, известных как мегалитические гробницы, возникло, главным образом, на европейском атлантическом побережье, и достигло своей кульминации в крупных проходных гробницах, таких как Ньюгрейндж в долине Бойн (Ирландия), которая имеет насыпь почти 300 футов (91 м) в диаметре и 50 футов (15 м). Происхождение и значение этих памятников, которые требовали больших затрат труда, обсуждались более века, равно как и социальная организация фермерских общин, которые их построили. Генетический анализ двух десятков особей, найденных в различных мегалитических гробницах от Скандинавии до Оркнейских островов и Ирландии, дал некоторые интересные социальные подсказки.

В некоторых местах, особенно на Британских островах, в этих выдающихся местах было похоронено больше мужчин, чем женщин, что указывает на предвзятость по признаку пола. В соответствии с этим наблюдением происхождение большинства людей, связанных родственными связями, можно было проследить по отцовской линии. В одном случае удалось найти двух родственных мужчин, похороненных в двух разных мегалитах на расстоянии чуть более мили друг от друга (Примроуз Грейндж и Карроумор в Ирландии), что указывает на географическую экспансию этих доминирующих семей. Генетический анализ скелетных останков, обнаруженных в самой сложной камере проходной гробницы Ньюгрейндж, показал, что они принадлежали кровосмесительному сыну брата и сестры (или родителю и ребенку), и, следовательно, четверть его генома не имела генетической вариации.

Общества смогли эволюционировать и изменить свою социальную стратификацию.

Этот тип потомства первой степени необычен, поскольку упоминался только в королевских семьях прошлого, возглавляемых царями-богами, такими как египетские фараоны, стремящиеся сохранить чистую династическую родословную. (Например, известно, что Эхнатон женился на своей старшей дочери Меритатон, а гораздо позже Птолемей II женился на своей сестре Арсиное II — отсюда и его прозвище «Филадельф» или «любящий брата и сестру».) Было высказано предположение, что это Неолитическая элита, возможно, заявляла, что обладает божественными силами, обеспечивающими непрерывность сельскохозяйственных циклов, поддерживая движение Солнца.

Находки подтверждают мнение о том, что эти неолитические сообщества были социально стратифицированными и что массивные каменные сооружения использовались для захоронения членов этих кланов, которые принадлежали к отцовской линии из поколения в поколение. Возможно, не менее интересен тот факт, что в одном случае родственников разделяли до 12 поколений, что указывает на необычайную стабильность во времени как погребальной традиции, так и стратифицированного общества, в котором они жили.

Мы видели несколько тематических исследований прошлого неравенства, связывающего погребальную археологию с генетикой, которые могут больше не применяться сегодня, когда правовые нормы (а также экспоненциальное увеличение количества кремаций) представляют собой определенную степень стандартизации похоронной практики. Тем не менее, будущее археологии смерти может определить и противоположная тенденция: тенденция к персонализированным гробам, нетрадиционным надгробным памятникам и особому инвентарю. Так или иначе, погребальная археология всегда будет важным разделом этой дисциплины, и ему придется опираться на точные науки, такие как генетика и криминалистика.

Возможно, один из обнадеживающих выводов заключается в том, что, несмотря на то, что мы видели в археологии прошлого неравенства, общества смогли развиваться и изменять свою социальную стратификацию. Одним из примеров является Исландия — страна стала одним из самых эгалитарных обществ в мире. В 2018 году Исландия приняла закон, согласно которому у всех компаний, в которых работает более 25 человек, будет четыре года для обеспечения гендерно-равной оплаты труда, потому что, по словам главы отдела по вопросам равенства в Министерстве социального обеспечения Исландии, «равенство не придет само по себе, только снизу вверх».

Карлес Лалуэса-Фокс — профессор-исследователь и директор лаборатории палеогеномики Института эволюционной биологии (CSIC-Universitat Pompeu Fabra) в Барселоне. Он участвовал в проекте «Геном неандертальца» и руководил первым поиском генома 8000-летнего европейского охотника-собирателя. Он является автором книги «Неравенство: генетическая история», из которой взята эта статья (это отредактированная версия оригинальной статьи для читателей MIT).

Источник 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Первый ретроградный Меркурий в 2024 году и как он повлияет на ваш знак зодиака

Археологи обнаружили 2000-летнюю женскую мраморную статую