Взрыв в замке

 Археолог Юрис Уртанс о том, можно ли почувствовать в коже древнего латвия, бум открытия курганов в Латвии и разрушающий давнюю историю Латвии и где.

Возраст курганов в Латвии длился две с половиной тысячи лет – прежде чем рассказать, почему открытие новых курганов было взрывным с 2018 года, напоминает археолог, профессор Латвийской академии культуры д-р. истор., д-р habil. искусство Юрис Уртан. Однако письменных источников об этом времени, закончившемся в 13 веке, нет, поэтому только находки археологов позволяют составить хотя бы приблизительное представление о жизни латвийских предков.

С конца прошлого года Латвийская академия культуры реализует научно-исследовательский проект «Открытие замка в Латвии» под руководством Уртана и финансирование Латвийского научного совета. год: культурно-историческое значение. С 2018 года в качестве новых находок было обнаружено по меньшей мере 42 кургана, что гораздо больше, чем за весь период после Второй мировой войны, и количество новых находок, вероятно, будет расти, поскольку почти еженедельно энтузиасты древней истории получают информацию о возможных курганах. В Латвии на картах местности LIDAR они отображаются как подозрительные изменения земной поверхности, напоминающие древние укрепления. В рамках проекта будет продолжено выявление новых замчищ и разработки и возведения полученных данных, по результатам чего к концу года будет подготовлена ​​монография для включения этих находок в культурную среду с. Латвия и Балтийский регион как можно скорее. Также планируется подготовить документацию для возможного включения вновь обнаруженных замчищ в список охраняемых государством памятников культуры.

Что значит владелец земли, какие методы позволили так мощно активизировать обнаружение курганов современным человеком, которого сегодняшний человек может и не может представить о древних временах, жизни людей – вот некоторые из вопросов, которые SestDiena задали профессору Юрису Уртане, звоните его сельский дом к теплому. каменного подшипника вечером после похорон коллеги.

Есть ли в замчищах захоронения?

Вообще в том смысле, что в них строят кладбище, потому что на замчище ничего нельзя сделать или традиция запрещает. Кладбища обычно производят в местах, где земля не плодородна, но песчаная почва для кладбищ очень хорошая. Особенно в Латгалии старообрядцы, в хорошем смысле склонные к имуществу и деньгам, строят кладбища на городищах, где землю нельзя использовать для сельского хозяйства.

Значит ли это, что курганы обычно песчаные дюны, сложенные из бесплодной земли?

Замок – это искусственное образование, но сама гора естественна. Тогда гора умирает, как считает нужным. Человек не превращал особенно гору, он построил собственные деревянные укрепления, а потом, хотел он того или нет, должен что-то превращать. Когда-то деревянные укрепления были на первом месте, а теперь мы их не видим, видим только землю, по сути, только фундамент того, что было сверху.

Замки очень разные по своему назначению. Если люди живут у них долго, то здесь очень толстый пласт культуры, чернозем. Тогда, особенно в Латгалии, иногда из-за хорошей земли разрушают городища. Правда, позже так называемые укрытия остаются без культурного слоя, они достаточно хорошо укреплены, в песках и лесах, в них также строятся кладбища. Хотя в этом плане нет строгих закономерностей, например, в Берзпилсе у Балви копание могильной ямы черное, потому что это городище с культурным слоем, особенно летом все поставлено, все грязное.

Бывало и такое, что на замчище, как на знаковом месте, пытаются полулегально или нелегально похоронить жертв Второй мировой войны – хорошее место, мы там строим! Есть несколько замчищ, окруженных братскими могилами.

Как мы называем курганы и как долго?

Замок – укрепленная резиденция. Если это поселение, то хотя бы двор вокруг. Сегодня мы этого не видим, но таких гор, где они образуют валы, рвы, отложения, террасы, появляются около 1-2. на рубеже тысячелетий до н.

Появляется на территории Латвии?

Речь идет о всей лесной зоне, включая Беларусь, Россию, Эстонию, Литву и Польшу. Далее – в Богемии, Силезии, Германии, а также Скандинавии – иначе. Курганы прекратили существование, когда сюда прошли крестовые походы. Тогда крестоносцы больше не разрешали местным жителям жить в своих укреплениях. Окончанием эпохи замчища считается 13 век. Хотя сейчас мы знаем, что еще в 14 веке были городища, где жили местные жители.

Есть и то, что немецкие крестоносцы, хоть и строили каменные замки, но иногда строили деревянные замки, как и местные, когда они раньше нуждались. Сейчас нельзя понять, что это было на самом деле, с одной стороны, это замок крестоносцев, с другой – сродни местному замку. Есть некоторые замки, где немцы строили деревянные замки, например, Шведский холм возле городища Тервете.

Можем ли мы знать, как выглядели деревянные дворцы наших предков?

Мы уже что-нибудь знаем, но всегда можем сказать, что не знаем, потому что никто не выжил. В среднем каждые двадцать лет деревянное здание погибает от ударов или ожогов, хотя бывают исключения, когда деревянные постройки служат дольше. То же и с деревянными замками – они сгорели или были сожжены. Археолог уже видит основания. Если фундамент крепкий и толстый, то надо полагать, что сверху стояло крепкое здание, и наоборот. Как специалист, что вы думаете, исследуя, например, иллюстрации Гиртса Уилкса к эпосу Лачплесис или старинным латвийским замкам, нарисованным Карлисом Суниньшем?

Красиво, но не более того. Понимаете, не кладите на это дело археолога. Один из примеров, не имеющий прямого отношения к курганам: памятник Свободы и Братское кладбище, созданные Карлисом Зале, имеют изображение воинов и умирающих солдат. Щиты, мечи, все красиво и правильно. Но большинство этих солдат имеют шлемы. Они сплетены как из оков. Зал сделал его символом в Латвии. Но история их шлемов такова, что в 1838 году Фридрих Крузе, первый археолог на территории Латвии, обнаружил такие оковы и объявил их шлемами. Но это женское украшение, так называемый венок! Ничего общего с шлемами, типичными латгальскими и полугальскими женскими украшениями. Фридрих Крузе был достаточным авторитетом, люди приняли это, не прибегая к этому,

В каком-то смысле это очень актуально, сейчас женщину ищут где можно и нельзя.

Да, но в данном случае это недоразумение. Конечно, символика и очень красивая, но было бы так же, если бы в будущем фильме современный воин ходил в колготках.

Возвращаясь к вопросу, который знает археолог и античный историк, можно сказать, что он знает больше, чем человек со стороны, но главная проблема состоит в том, что доказать или проверить это невозможно. Вроде бы знаем, но, возможно, тонкости немного другие.

Могли ли быть деревянные дворцы с башнями наших предков, которые представляли художники?

Я думаю, что нет. Это опять-таки мышление современного человека. Сегодняшний человек – воин, но в XX-XXI веке – с автоматом, автоматом и необходимостью подойти и расстрелять других. Он проектирует сродни очень старым актам, но, очевидно, военные соображения там очень отличались. Задача башни – наблюдать за врагом и стрелять сверху, если возникнет такая потребность, но башня в замчище – очень опасное место, потому что ее можно очень быстро снести. В смысле того времени военные действия были наступлением, ударом – если попадет, то хорошо, если нет, мы уходим. Не было длительной осады и погружения защитников, это наступило позже. В эпоху замчищ военная деятельность была грабительской. Политические цели начались во время крестовых походов, до этого доносился крик – получить имущество, рабов, женщин, детей, скот. добыча,

Довольно часто рядом с замчищами стоит гора выше замка. С точки зрения мышления современного человека это совершенно неправильно, но с точки зрения человеческого мышления того времени, по-видимому, совершенно верно. С той горы нельзя стрелять из оружия того времени, она слишком далеко, хотя бы сотня, а то и двести метров от замка. С другой стороны, путешественник может подняться на гору, посмотреть на замок, оценить, что ему не по зубам, и решить, что там не дождь. Возможно, так и было, но полностью доказать это не удастся.

Можно ли вообще вникнуть в мышление людей эпохи замчища?

Попытаться сделать это можно разными способами. Один из методов – попробовать жить в условиях того времени, например, в коптильне. Но современный человек все-таки относится к такой жизни иначе, чем человек того времени. В Европе достаточно каменного века, бронзового века и более поздних копий, построены дома, замки и поселения, где можно переночевать и за деньги почувствовать себя человеком бронзового века. Есть правила, что вы должны вернуть свои телефоны, одеваться в это время, и у вас есть полчаса-часа утром или вечером, когда вам разрешено связаться или почистить зубы. Но самая большая проблема, с которой современный человек не может принять – это запах. Если бы там была свинья или другое животное, или в прежние времена человеческие корма, никто их не собирал. Мы прошли долгий путь от этого запаха, мы все чувствуем его.

Уже есть люди, которые помнят аромат сарая.

Да, для одного это запах, для другого это сарай. Но, например, запах или запах немытого человека – мы предполагаем, что плохо, что нужно мыть и мазать кремы, но в то время это был обычный запах и считалось, что вы снимаете свой защитный слой, когда стирка. Ходил в сауну, но чтобы больше расслабиться и растянуть кости. В настоящее время сауну сделали культовым местом, традиции называют сауны. В основном это чепуха, традиции нет, это в значительной степени новинка и бизнес. Я не хочу сказать, что сауна – это нечто плохое, но это не традиция.

Разве тогда на замчище не было сауны?

Это было. Древнейшие письменные свидетельства о сауне датируются началом 13 века, когда эстонцы ловили Таливалдиса в сауне, а затем жарили его как рыбу, чтобы вернуть деньги. Очевидно, его сауна была где-то за пределами замка. Но археологические бани не отличишь от обычного дома, они одинаковые – коптильня, каменная печь… В более поздние времена бани есть, но у них нет той ауры, которая сделана сейчас.

Еще один пример отличия современного человека от наших предков: народная песня поет о том, что дочь не влюблена и она тонет, с плачем прыгает в воду, и всякое бывает. Также Rainis Put, на ветру! то же, Байбиня прыгает в Даугаву. Нам сегодня сложно представить, что одна нормальная девушка может утопить его, просто погрузившись в воду. Но ответ ь – бывший муж не умел плавать! Сейчас мы подсчитали, что 95 процентов умеют плавать, но в прошлом только пять процентов или даже меньше умели плавать. Например, большинство даугавских стропил не умели плавать – если стропила падала в воду, товарищ вытаскивал его клещом. Многое тоже утонуло. С этой точки зрения понятно, что если дочь прыгнет в воду, она мертва.

То же касается и замчищ. Многое мечтают, и эти мечты, вероятно, нужны, но это мышление современного человека.

Одной из самых вдохновляющих книг для меня в первом классе была Лаймониса Пурса «Пылающий замок». не правда ли?

Я читал это, но не могу сказать, что меня это вдохновило.

Ну, ты старше меня на пять лет, книга вышла в 1962 году, когда мне было шесть.

Не потому. У меня дома есть несколько изданий «Пылающего кургана», но эти басни в исторических романах мне кажутся довольно искусственными, они примерно одинаковы за очень небольшими исключениями, в которых ты можешь присутствовать некоторое время.

Исторические романы 19 века уже приобретают вас романтичностью, а не доверием. Если бы современный писатель начал описывать, какой у вас домашний декор, какую посуду на кухне, как заправленную кровать, вам было бы не интересно, вас интересуют человеческие отношения. Исторические романы мало рассказывают об отношениях, но показывают знания писателя, например, о замке или работе ремесленника того времени.

Может ли археолог представить, какой была жизнь в эпоху раскопок?

Можно себе представить, но кто может сказать, что это правильно? Здесь есть еще одно: когда мы говорим о городищах, речь идет об огромном временном лаге, две с половиной тысячи лет. Мы помним имена родителей и дедушек, имена дедушек и бабушек все труднее, но они всего сто лет назад – одному поколению 25 лет. Две с половиной тысячи лет – это огромное время. В фольклоре существует так называемое телескопическое время – вы идете в место, которое называется «древние времена», затем его просматривайте, а потом начинается обычное время: «Проснулся король и сделал тот и тот день» Есть отличия в разное время в течение курганного периода, а также есть отличия в строительстве замчищ.

Итак, вы действительно исследуете время до знаменитых «700 лет рабства»?

Насчет замчищ – да. Но у меня другие интересы. Я в основном не наскальный археолог или археолог древностей, я местный археолог. Это культурно-исторический, культурно ландшафтный подход. Замок – место.

Есть также археология, такая как археология власти, археология власти, которая показывает иерархии своего времени, есть этническая археология... У археологии много подотраслей, которые развиваются сегодня. Конечно, классическая археология не исчезла, это фундамент, на котором все развивается.

Вы попали в археологию под влиянием археолога отца Владислава Уртанса (1921–1989)?

Вероятно. Летом юношеских лет я жил только на археологических раскопках, родители брали меня с собой. Потом все пошло органично.

Когда вы начали изучить городища?

В 1990 году вышла моя первая книга о городищах. Между тем многое другое сделано, я занимался и подводной археологией, и воздушной или воздушной археологией. Мы получаем доступ к городищу в значительной степени с помощью лазерного сканирования из воздуха, что является совершенно новым методом. Никто не мог вообразить такого 30 лет назад.

Да, у меня тоже есть один замок! Я, пожалуй, единственный латвийский археолог, которому принадлежит памятка национального значения. Это городище Диркали, оно находится в Крустпольском районе, я в нем довольно много работаю, в 2018 году вышла книга «Жизнь на замчище Диркали». Когда каждый день присматриваешь за городищем, испытываешь другие ощущения, чем обычный археолог, приходящий на городище, смотрит и через час уходит. Археолог тоже не может позволить себе оглянуться, времени мало, а остальных участников раскопок нужно позаботиться. У меня есть преимущество в том, что могу поднять голову и оглянуться.

Вы купили недвижимость именно потому, что там есть замок?

Да, сознательно. 90-е на сертификаты. Сначала муниципалитет совсем не хотел мне это отдавать, он сказал: он много ездит за границу, будет продавать больше курганов иностранцам, но внутри есть деньги и имущество… Сейчас все изменилось, теперь я скучный профессор там работает, отношения, и сам городище стало намного более популярным, чем был.

Сколько курганов в Латвии?

Государство охраняет более 570 курганов. Из них настоящих курганов, имеющих все признаки, меньше около четырехсот.

Почти каждый холм в Латвии – это городище?

Нет, нет, это не так. Взрыв новых курганов в значительной степени связан с воздушным лазерным сканированием. Хотя этот метод был недоступен, скорость открытия была одним ранее неизвестным курганом за три-четыре года. Воздушное лазерное сканирование позволяет выявить от 20 до 30 курганов в год. Это было только в 20-30 веках прошлого столетия. лет.

Итак, что может увидеть лазерное сканирование, чего не видели раньше?

Проще говоря, самолет или спутник (сначала военный) летает, сканирует поверхность земли и придает земле столько импульса, что также проходит сквозь листву. Таким образом, моделируется поверхность земли под деревьями. Проблема Латвии — это уже кустарники и деревья, поэтому классическая ветряная археология нам мало что дает, мы заросли. Теперь вы посмотрите на экран компьютера и увидите.

Что видит археолог?

Классическими вещами замчища являются валы, рвы, террасы, укрепления, входы – искусственные рельефные модификации. Замчище – это уже не единственные искусственные преобразования, но они имеют уникальные особенности, по которым можно знать, что это замок. Сейчас несколько десятков людей очень заинтересованы в исследовании карт LIDAR, общедоступных. Поскольку я работаю с городищами, рано или поздно ко мне приходит информация, что что-то нашли. Четверть-пятая из этих находок действительно оказывается городищами.

О воздушной археологии говорят, что ее не нужно исследовать, но это собака, которая двигает остальную археологию вперед.

Всегда ли в замчище есть культурный слой?

Вовсе нет. Есть сильно укрепленные городища без культурного слоя, и понять, почему это так, невозможно. Их считают курганами-убежищами, укрытиями, лесными насыпями. Но так ли это просто? Не легче ли спрятаться на болотном острове, чтобы укрыться?

В 13 веке, о чем имеются письменные источники, плач и ограбление совершались преимущественно зимой. Почему? Потому что зимой

людей постигает жара, где они могут спрятаться со всеми вещами, скотом, детьми и всем остальным. Тогда путешественник может поймать их сразу. Летом люди застревают в болоте – где ты их ловишь? Потому летом поездок почти не было.

Насколько правдоподобно изображение XIII века в летописях?

Наверное, правдоподобно. Больше ничего нет. Конечно, нужно знать, кто является кормильцем летописца, но это происходит уже сегодня. То, что у нас две хроники о территории Латвии – это много, у других даже ее нет.

Жизнь в этих летописях изображена в этих летописях очень жестокой и суровой. К примеру, люди могут отправиться в путешествие и просто замерзнуть в пути.

Действительно жестко: «...мы сотню язычников, жен и детей при Христе избили в неволю...» Теперь мы не так много пьем. Видите ли, мы смотрим на эти вещи современными глазами. Если бы ты постоянно что-нибудь пил по соседству, ты бы относился к этому по-другому, считал бы это уже не страшной чрезвычайной ситуацией, а нормальной ситуацией.

Говоря о тех временах, следует учитывать то, что современный человек знает своих родителей, дедушек и бабушек, а теперь часто и дедушек, потому что продолжительность жизни выросла. В 13 веке по-прежнему большинство людей не видели своих дедушек и бабушек, их бабушки и дедушки давно умерли, а средняя продолжительность их жизни составляла чуть больше 20 лет.

Что касается замчищ, то мы тоже не видим той огромной работы, которая была вложена в строительство укреплений замчищ. Но военные здания путешествуют, человеческие силы или жизнь не учитываются. Например, во время Первой мировой войны в Латгалии русские, опасаясь нападения Германии на Петроград, построили где-то девять рубежей обороны, вырыли тысячи старых людей, но история сложилась по-другому, и в тех укреплениях никто не воевал. Работы так много, что выровнять их практически невозможно.

Что значит для помещика открытие нового городища на его земле? Разве не может быть так, как иногда с заповедными птичьими гнездами, когда более алчный хозяин рубит дерево с гнездом, чтобы его не объявляли запретом?

Так бывает. В Андрупене был обнаружен Чернобыльский замок, еще достаточно было вырубленных сплошных деревьев, а вот в Верхней, Бебрене, был замок Валайн, где это было ужасно, по сути, только что открытое городище. Народная оборона не препятствует вырубке леса на замчище, его выращивали и падали на городище пятьдесят раз, но современный замок не должен быть поврежден современной техникой, например засыпая тревожный ров.

В 20 веке было разрушено около 20 курганов. 60-70-е годы 20 в. лет, особенно в Латгалии, время скорби, тогда было раскопано около семи курганов, также вблизи Риги в Икшкиле. Есть уже такие, о которых мы никогда не узнаем, что их списали. Например, в Руссильоне была Денежная гора, которая имела валы, рвы и культурный слой, а сейчас там только огромный карьер и автобусная остановка Money Hill.

Могут ли так называемые черные археологи сделать что-нибудь не так с курганом?

Не употребляйте таких слов! Тогда были бы чёрные хирурги. Бандиты, мантры, преступники они! Это болезненная тема. Курганы их особо не интересуют, потому что у них нет металлических сокровищ, но могу сказать, что за последние 20 лет давняя история Латвии была уничтожена и разграблена благодаря старинным кладбищам. Как старообрядческих икон в церквях нет, так и православных нет. Торговля культурными ценностями античности является одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. В настоящее время на востоке Украины, как и в Приднестровье и Армении, проходят масштабные археологические ограбления.

Поняли бы мы язык людей, населявших городища Латвии?

Наверное, непонятно. Попытки спроектировать прошлое в настоящее, взглянуть на него современными глазами, судить с точки зрения современной этики – не лучший путь. Допустим, ты хочешь раба? Но если все рабы, то смотрятся по-разному.

Сколько новых курганов можно открыть?

Если не будет ограничений на передвижение через пандемию, вероятно, добавят еще 10-20 бугров, тогда большие сливки будут сняты. В основном новые находки будут в Латгалии, которая является самой богатой территорией Латвии на городища. Почему это так, у меня нет ответа. Возможно, его роль связана с тем, что самое качественное сканирование проводили в Латгалии, но сначала сканировали Курземе, когда метод не был столь апробирован.

Сейчас в Латгалии нет людей, как после войны или чумы петухи не слышат, как петух поет в деревне. Малые города тоже начинают вымирать. Замчища больше не знает, традиция его нарушена, старых теток, которые могли бы что-то рассказать, исчез фольклор замчищ.

Люди вымирают…

Никогда не знаешь, как все обернется. Гитлер позвонил в 1939 году, и немцы-балты, прожившие здесь 700 лет, все уехали гом трех месяцев. Возможно, теперь завет что-нибудь изменит. Многие люди приезжают жить в деревню, прихожане говорят, что дома были пустыми, но теперь у них снова живут люди. Сейчас все очень быстро меняется.

Источник 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Президент России — нерешительный, но опасный диктатор в «Путин» (эксклюзивный трейлер)

Первый ретроградный Меркурий в 2024 году и как он повлияет на ваш знак зодиака

Археологи обнаружили 2000-летнюю женскую мраморную статую