Европейские музеи могут одолжить некоторые работы, украденные из бывших колоний
ПАРИЖ — Почти в каждой западноевропейской столице есть огромный монолитный музей, призванный продемонстрировать образ национального могущества и привить обычным гражданам патриотическую гордость с помощью больших коллекций, простирающихся во времени и месте.
В местах бывших колониальных стран эти пещеры культуры также отражают спорные периоды истории. На них изображены предметы, приобретенные при сомнительных обстоятельствах или прямо ограбленные. И хотя империи уже давно развалились, объекты остались.
Теперь, после десятилетий молчания и даже запутанности со стороны многих европейских правительств, некоторые ведущие культурные институты континента начинают переоценивать артефакты колониальной эпохи и, в некоторых случаях, обсуждать их возвращение в страны происхождения при определенных условиях. .
Ускоренный толчок начался с провозгласившего президента Франции Эммануэля Макрона, находясь в Буркина-Фасо в ноябре, что Франция будет работать над «временным или постоянным возвращением африканского наследия Африке».
Еще в марте 2017 года Франция отклонила попытки Бенина вернуть тысячи объектов, похищенных в 1890-х годах из Королевства Дагомея того времени, включая королевские троны, скипетры и статуи, выставленные в Музее на набережной Бранли в Париже. «Товары, о которых вы упоминаете, были интегрированы в течение длительного времени, некоторые более века, в государственные активы французского государства», — настаивало правительство в коммюнике, полученном французской газетой Libération. «Их реституция невозможна».
Макрон, избранный в мае 2017 года, сигнализировал о сдвигах. "Я не могу согласиться с тем, что значительная часть культурного наследия нескольких африканских стран находится во Франции", - сказал он. "Африканское наследие не может быть только в европейских частных коллекциях и музеях".
Подобный дискомфорт ощущается в Британии. В апреле Музей Виктории и Альберта устроил выставку предметов, включая золотую корону и чашу, вывезенную британской армией из Эфиопии в 1868 году. "Даже в то время этот эпизод считался позорным", - отмечают в музее. Эфиопия подала претензию на артефакты в 2008 году. В этом году директор V&A вернул объекты по договору долгосрочного займа.
Германия также присоединилась к переоценке и реституции. Art Foundation German Утерянного , созданный для поддержки исследования нацистов разграбленных искусств, объявленных в апреле , что было бы расширить свой мандат, включив артефакты из бывших колоний. В мае немецкая ассоциация музеев выпустила кодекс поведения, руководящий исследованиями и возможной реституцией объектов колониальной эпохи. На 2019 год Германия выделила 3,5 миллиона долларов, чтобы помочь музеям определить происхождение, возможно, незаконных или нелегитимных артефактов.
«Колониальная эра слишком долго была слепым пятном в нашей культуре памяти», – написал министр культуры в своем заявлении.
Между тем консорциум европейских музеев, известный как Benin Dialogue Group, обсуждает ротацию займов Бенин-Сити, Нигерия, артефактов, похищенных британской армией.
Все это говорит о кардинальном изменении отношения. Но критики задаются вопросом, приведет ли это к значительной перестройке коллекций континента. Они отмечают, что правительства меньше говорят о возвращении артефактов с искренними извинениями и больше говорят о долгосрочных займах и соглашениях о совместном хранении. Они боятся мнения о том, что европейские институты должны определить, какие претензии действительны и имеют ли другие страны соответствующие средства и кураторский опыт, чтобы вернуть изъятые у них объекты.
После того, как один музей в Гамбурге оценил в своей коллекции три бенинских бронзы и определил, что «уже нет сомнений, что эти бронзы являются награбленным искусством», он решил просто передать бронзы другому гамбургскому музею, который мог бы обеспечить «уважение к этих произведений». ”
"Главный момент спора заключается в том, можно ли считать артефакты, привезенные сюда с насилием, легальными", - сказал Кристиан Копп из неправительственной организации Berlin Postkolonial. "Мы должны определить, что означает законность в этом контексте".
Бремя доказывания, добавил Копп, должно лежать на европейских музеях, а не на бывших колониальных странах. «Музеи должны доказать, что их приобретение было законным», – сказал он.
В Германии давление на исследования и согласование объектов колониальной эпохи возникает, когда Берлин готовится открыть новый этнографический музей в следующем году. О некоторых из 20 000 экспонатов, которые планируется выставить на форуме Гумбольдта, известно немного, хотя кураторы заявили, что стремятся идентифицировать предметы, которые могли быть приобретены незаконно или неэтично.
Каждый музей должен активно искать предметы, которые нужно вернуть. Я бы хотел, чтобы на выставке были пустые витрины», – сказал Горх Пикен, куратор экспозиций и мастерских в новом музее. Пикен предположил, что пустые витрины могут повысить осведомленность о реституции.
«Речь идет о возобновлении пакта между обществом, объектом и наследием», – сказал сенегальский писатель и экономист Фелвин Сарр, который вместе с французским историком искусства Бенедикт Савой был привлечен Макроном для разработки плана репатриации, который ожидается в ноябре.
Сарр является автором книги 2016 «Афротопия», которая уклоняется от западной помощи развития и выступает за Африку, которая сама определяет, чего она хочет для себя. Он рассматривает возвращение объектов, сделанных во время колониальной эпохи, как решающий шаг в этой эволюции: объекты являются признаками украденного прошлого.
Сарр отвергает предположение об отсутствии надлежащих средств для получения этих артефактов и исключает проблемы с безопасностью.
Некоторых в мире искусства преследует случившееся с «лидийским сокровищем» — сотни золотых монет, которые были незаконно выкопаны и вывезены из Турции, приобретены Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, а затем возвращены в музей Усака на западе. Турция в рамках юридического урегулирования, после чего некоторые экспонаты были распроданы и заменены подделками директором музея с азартными долгами.
«Мы посетили многие музеи в Африке, — сказал Сарр. "Есть музеи, готовые принять объекты с необходимой профессиональной компетентностью".
Но есть и другие проблемы, которые разделяют даже те, кто поддерживает реституцию по нравственным соображениям.
«Для меня произведения искусства универсальны», — сказал Эрик Какпо, специалист по африканскому искусству из Университета Лотарингии. «С реституцией вы рискуете считать, что работы в одном месте лучше, чем в другом. Работы сами по себе есть цели. Мы должны провести серьезную экспертизу, чтобы зрители, видящие эти объекты, тоже видели их в их глобальности».
С момента своего основания в мае 1791 флагманский музей Франции, Лувр, гордится тем, что является «универсальным музеем», который демонстрирует вершину эстетических достижений человека — статус, который стал возможным благодаря колониальным подвигам Наполеона, последовательные военные кампании по всей Европе. и Ближний Восток сделал многое для укрепления коллекции древностей Лувра.
В том же ключе открывшийся в ноябре прошлого года новый форпост Лувра в Абу-Даби назвал себя первым в арабском мире «универсальным музеем» и решил демонстрировать подобные предметы из очень разных культур вместе, чтобы подчеркнуть общность людей.
Но некоторые считают, что привилегирование «универсальной» ценности объекта может стереть особую историю, в которую он вписан, а также опыт создавших его людей. Они говорят, что реституция является единственным адекватным средством чествования этих историй, по крайней мере, для тех вещей, которые, как известно, были ограблены или разграблены.
«История непоправима. Это непонятно", - сказал Сарр. "То, что мы делаем, - это просто жест признания, говоря: "Это то, что было сделано при незаконных обстоятельствах". Это только первоначальный акт признания".
Конечно, есть сложности, сказал Луи-Жорж Тин, представитель ассоциаций темнокожих во Франции, повлиявший на позицию Макрона по поводу потерянного искусства.
«Трудно вернуть, – сказал Тин. "Но не вернуть это еще труднее".
Комментарии
Отправить комментарий