Как награбленное сокровище помогло защитить наследие в Испании: побочные преимущества «дела Одиссеи»
Когда американские кладоискатели совершили набег на корабль, затопленный в 1804 году, это побудило испанские власти, которые сейчас являются мировым лидером в сохранении затопленных активов.
В штормовые дни Центр подводной археологии (CAS) в южном испанском городе Кадис напоминает корабль начала 20 века, находящийся на милости волн. Окна этого бывшего спа с видом на пляж Ла-Калета скрипят от ветра, а бурное море напоминает о трагедиях прошлых дней.
Только в зоне видимости есть 87 затонувших кораблекрушений, датируемых разными периодами времени, 19 из которых были найдены археологически, а об остальном известно из имеющихся документов. Если радиус распространить на весь залив Кадиса, цифра будет ближе к «около 2000», по словам Милагроса Альзаги, главы CAS.
Широко разглашенный случай американской компании, занимающейся поиском сокровищ под названием Odyssey, 14 лет назад ограбившей один из этих обломков корабля, принесла неожиданную пользу: с тех пор Испания стала мировым лидером в правовой защите своего подводного наследия. Эти усилия создают новые научные вызовы.
"Мы стали образцом для подражания, и мир смотрит на нас как на ориентир", - говорит Мариано Азнар, профессор международного публичного права и эксперт по этому вопросу. Но достижение этого статуса связано с годами судебных разбирательств в США, где в феврале 2012 года суд Флориды признал право собственности Испании на 500 000 золотых и серебряных монет, изъятых Одиссеем из фрегата Nuestra Señora de las Mercedes, утопленного британским флотом 5 октября. . , 1804 г. у южного побережья Португалии. Американская компания назвала проект восстановления "Черный лебедь", пытаясь скрыть настоящую личность аварии.
Однако недавно испанский суд был вынужден прекратить расследование относительно якобы уничтожения археологического памятника Одиссеем из-за того, что истек срок исковой давности; суд выразил «недовольство» и «злобу» в связи с необычными обстоятельствами, связанными с юридическими процедурами по делу, требовавших сотрудничества с не наступившим США.
«Дело было немного грустным, но если вы посмотрите с положительной стороны, то это был тревожный звонок для всех», – говорит глава CAS, отвечающий Андалузскому институту исторического наследия (IAPH).
Люди, ответственные за морскую разведку Odyssey, возглавляемую тогда Грегом Стеммом, были осведомлены об истории корабля, связанной с поражением испано-французской битвы под Трафальгаром в 1805 году. Они были осведомлены о конфликтах власти между соответствующими институтами и о существующих лазейках в законодательстве в Испании.
"Они воспользовались административными недостатками", - говорит Азнар об Одиссее, а также об другой американской компании, которая использовала корабль по имени "Луиза", чтобы обыскивать побережье Кадиса в 2004 году в поисках сокровищ.
После двух лет встреч и дискуссий том, опубликованный летом 2010 года под названием «Зеленая книга о плане охраны подводного наследия», устранил большую часть этого недостатка координации. «Этот план оказал поддержку региональным правительствам, которым не хватало карты подводной археологии», – отмечает Альзага.
На правовом фронте совместные усилия вызвали волну усиленных нормативных актов. На региональном уровне каждое правительство еще больше согласовало Конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 года. Национальное морское законодательство добавляет положения о том, что правила спасения не применяются к подводной археологии. И изменения еще не окончены: поправка к Закону Испании об историческом наследии 1985 года, объявленная в июне, будет предусматривать необходимость контроля со стороны Министерства культуры во время любого извлечения культурных ценностей с морского дна.
Больше осведомленности, меньше копий
Эта усиленная защита, координация и знания также проникли в правоохранительные органы Испании. Военно-морской флот сейчас играет гораздо большую роль, а включение Интегрированной системы внешнего наблюдения – сети камер и датчиков в Гибралтарском проливе и на Канарских островах, которые используются для контроля иммиграции и торговли наркотиками – защитило большую часть Кадисского залива. , где проживает наибольшая концентрация затонувших обломков, нуждающихся в защите, от пиратов, ищущих сокровища. "Профессионализм в наши дни поражает", - отмечает Азнар.
Если дело «Одиссея» снова возродилось в коллективном воображении, то не только благодаря судебному расследованию, которое было недавно закрыто в Испании, но и благодаря сериалу «Фортуна» (или «Фортуна») режиссера Алехандро Аменабара. о кладе Черного лебедя, графический роман Пако Рока.
Дело «Одиссея» также создало большее социальное сознание. Очень мало местных дайверов решается грабить морское дно в наши дни, и предупреждают граждан часто «призывают, если видят что-то странное», – отмечает Альзага из CAS. "Люди теперь воспринимают подводное наследие как то, что им принадлежит и чем нельзя торговать". Но Азнар считает, что для образования общественности можно было сделать больше. «Мы должны показать молодежи, что [морское дно] – это самый большой музей в мире. Возможно, мы не м имеем доступ к нему по экономическим и технологическим причинам, но настанет день, когда это станет возможным. Вы можете любить только то, что вы знаете, и в этот момент мы сможем заставить наш политический класс быть более активным».
Еще есть куда совершенствоваться. Археолог Хавьер Норьега, чья компания Nerea получила награду ЕС в 2009 году за социальную ответственность, являлся частью частного обвинения в деле против Odyssey в Испании. Норьега признает, что он разочарован произошедшим в ходе расследования, но предпочитает сосредоточиться на будущем сейчас из-за исследований, показывающих затопленные места как места памяти и военных могил. На прошлой неделе Норьега защитил это видение на Cyanis, совершенно новом иберо-американском конгрессе по подводному наследию, состоявшемуся в Кадисе.
Каждая кораблекрушение, вызванная битвами, бурными морями или несчастными случаями, обычно влечет за собой десятки смертей. Это то, что Odyssey не учла, когда совершила набег на Нуэстра-Сеньора-де-ла-Мерседес «без стыда или уважения», – говорит Альзага. Это был один из аргументов Испании на судебном процессе во Флориде, и Аснар считает, что он был бы ключевым аргументом в Испании, если бы второе дело процветало. В любом случае, Норьега защищает, что подводная археология также должна включать это измерение как способ «придать людям идентичность, реконструировать их истории».
Глава CAS знаком с такой точкой зрения. Строительные работы в порту Кадис в 2012 году обнаружили три затонувших корабля 16-18 веков. Альзага смог идентифицировать Piccola Vassalla, первый корабль, утопленный Фрэнсисом Дрейком в 1587 году во время его нападения на город. Исследование затонувших кораблей выявило остатки женского черепа и бедренной кости мужчины, которые все еще анализируются на предмет повседневной жизни в 16 веке. С тех пор CAS не проводила новые исследования, хотя посещала объекты с документацией.
Норьега защищает необходимость дополнительных подводных раскопок, особенно на месте обломков Трафальгарской битвы, некоторые из которых почти неизвестны исследователям. «Нам нужно расследовать, вмешиваться, хранить и публиковать информацию о других обломках, чтобы пролить свет на истории погибших на них людей», – говорит он. Для него это было бы почти актом поэтической справедливости после его разочарования из-за приостановки дела против Одиссея. И в конечном счете это был бы способ «превращения проблемы в возможность».
Комментарии
Отправить комментарий