История разграбления Константинополя крестоносцами
«De la Conquête de Constantinople» («О завоевании Константинополя»), один из старейших сохранившихся образцов французской прозы, считается важнейшим историческим источником о Четвертом крестовом походе и трагическом разграблении Константинополя.
Как бы тревожной ни была эта часть византийской истории и какой бы безобразной ни была смотреть на то, как западные христиане относились к восточному христианству, эта связь о Завоевании является бесценной хроникой тогдашнего мира, и то, что мы видим сейчас, почти непостижимым. недоразумения, приведшие к уничтожению византийского мира, каким он был когда-то.
Ущерб, нанесенный разгромом большого города Константинополя, и произошедшая политическая дестабилизация в конечном итоге повлекли за собой его ослабление, что в конечном итоге привело к захвату турецкими войсками через два века, что привело к их контролю над некогда блестящей Византийской империей.
На его страницах мы можем увидеть, как цели франкских рыцарей во время Четвертого крестового похода так сорвались, что они уничтожили большую часть второго святейшего места в христианстве.
Отношения разграбления Константинополя одна из первых в мире историй, написанных участником
La Conquête de Constantinople был написан Жоффрием Вильярдуэнским, рыцарем и крестоносцем, который сделал это очевидцем успешного завоевания столицы Византийской империи 13 апреля 1204 года.
Первые два абзаца Хроники таковы:
«Пусть вам известно, что спустя одиннадцатьсот девяносто семь лет после воплощения Господа нашего Иисуса Христа, во времена Иннокентия Римского Папы, и Филиппа, короля Франции, и Ричарда короля Англии, во Франции была свята муж по имени Фульк из Нейи, который находится между Ланьи-сюр-Марном и Парижем, он был священником и управлял деревней. И этот сказанный Фульк начал говорить о Боге по всему Острову-де-Франсу и в других странах вокруг; и вы должны знать, что через него Господь совершил много чудес.
«Пусть вам будет известно дальше, что слава об этом святом муже так распространилась, что дошла до папы Римского, Иннокентия; и папа послал во Францию и приказал достойному человеку своей властью проповедовать крест (крестовый поход). Впоследствии Папа послал своего кардинала, магистра Петра из Капуи, который сам взял крест, чтобы провозгласить отпуст, о котором я сейчас говорю вам, а именно, что все, кто должен взять крест и служить в армии за один год, будут освобождены от всех грехов, которые они совершили, и признаны на исповеди. И поскольку эта индульгенция была так велика, сердца людей были очень взволнованы, и многие приняли крест за величие прощения».
Завоевание Константинополя самая древняя история, написанная на французском языке
Вильярдуэн, живший с 1150 по 1213 год, рыцарь и историк, участвовавший в страшном Четвертом крестовом походе и описавший его, считается одним из важнейших историков того времени, поскольку он участвовал в битве за Константинополь между христианами Запада и христианами Востока 13 апреля 1204 г.
Его «Завоевание» — это самая древняя историческая проза, написанная на французском языке, дошедшая до современности.
Через три года после судьбоносного сражения, в 1207 году, Жоффруа начал писать свою хронику.
Четвертый крестовый поход, продолжавшийся с 1202 по 1204 год, был латино-христианской вооруженной экспедицией, созванной Папой Иннокентием III. Заявленное намерение экспедиции заключалось в том, чтобы отразить контролируемый мусульманами город Иерусалим, сначала разгромив могущественный египетский султанат Аюбидов, являвшийся самым могущественным мусульманским государством того времени.
Однако катастрофическая последовательность проблем с финансированием, политическими ошибками и ошибками завершилась разгромом армией крестоносцев в 1204 году Константинополя, столицы Византийской империи, контролируемой греками, а не Египта, как планировалось первоначально.
В конце концов это почти непостижимое событие привело к разделу некогда могущественной Византийской империи.
Папа Римский быстро отлучил всех рыцарей в Четвертом крестовом походе
В конце 1202 года дела начали идти серьезно, когда из-за финансовой нехватки крестоносцы осаждали и разграбили католический город Зара (Задар) на Адриатическом море, который затем был передан под контроль Венеции.
Папа, возмущенный тем, что якобы христианские рыцари напали на христианский город, отлучил всю армию крестоносцев от католической церкви.
Однако это не оказало видимого влияния на рыцарей. Далеко от того, чтобы пробираться домой в позоре, они продолжили свой путь на Восток. В январе 1203 г., на пути в Иерусалим, руководство крестоносцев заключило соглашение с византийским князем Алексиосом Ангелом о переводе крестового похода на Константинополь и восстановлении его свергнутого отца Исаака II Ангела как императора.
Намерение крестоносцев заключалось в том, чтобы продлить в Иерусалим после получения обещанной византийской финансовой и военной помощи. 23 июня 1203 г. часть крестоносцев достигла Константинополя, тогда как другие контингенты (возможно, составлявшие большинство всех крестоносцев) продолжали идти в Акко, на территории современной северной части Израиля.
Два месяца спустя, в августе, после осады Константинополя, Алексий был коронован соимператором. Однако к январю 1204 г. он был свергнут народным восстанием, что привело к большой потере ожидаемых операционных средств от Алексиоса.
После убийства Алексиоса 8 февраля крестоносцы решили совершить прямое завоевание города, чтобы получить обещанное им сокровище. В апреле 1204 года они захватили город, по желанию грабя его огромные богатства. Однако лишь небольшая горстка крестоносцев продолжила движение на Святую Землю после разграбления Константинополя, отрицая их заявленные мотивы.
Разграбление Константинополя, повлекшее дестабилизацию, привело к распаду всей Византийской империи
Далее произошло не что иное, как полное раздробление Византийской империи на три государства с центрами в Никее, Трапезунде и Эпире. Затем крестоносцы основали несколько новых государств крестоносцев, известных как Франкократия, на бывшей территории Византии как то, что они называли Латинской империей Константинополя.
Естественно, что присутствие западных стран крестоносцев практически сходу привело к войне с византийскими государствами-преемниками и с Болгарской империей. Никейская империя в конце концов вернула Константинополь и возобновила Византийскую империю в 1261 году, но она так и не оправилась полностью от политических потрясений, вызванных Алексием, и последующего разграбления города.
Считается, что Четвертый крестовый поход укрепил христианскую схизму Восток-Запад, которая началась после ряда церковных разногласий и богословских споров между греческим Востоком и латинским Западом к формальному церковному расколу, произошедшему в 1054 году.
Среди них выдающимися были шествие Святого Духа от Бога (Filioque); следует ли употреблять в Евхаристии квасный или пресный хлеб; претензия епископа Рима к универсальной юрисдикции; и место Константинопольского престола по отношению к пентархии Последняя концепция касается того, как христианской церковью руководят патриархи пяти главных епископских престолов Римской империи, то есть Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима.
Племянник летописца становится принцем Ахаи
После того, как Четвертый крестовый поход и разграбление Константинополя нанесли безвозвратный удар по Византийской империи, в особо ироническом повороте событий племянник Вильгардуэна Жоффруа I из Вильгардуэна стал принцем Ахеи в Морее (средневековое название полуострова Пело). , в 1209 году.
Руины того, что когда-то было его летним домом, все еще находятся на вершине горы в Ахее; Достаточно хорошо сохранившиеся руины франков средневековой эпохи в Морее до сих пор очаровывают туристов и привлекают их в этом районе. Между тем, сам Вильярдуэн, похоже, вскоре умер.
Вильярдуэн присутствовал у истоков крестового похода во время турнира 1199, который проводил Тибо III Шампань. В течение пятилетнего крестового похода он выступал в качестве посланника, посла, советника и даже военачальника в битве при Адрианополе 1205 года. Спустя несколько лет Вильярдуэн нашел время, чтобы записать свой отчет.
Вильярдуэн решил написать свое произведение в эпической манере, от третьего лица, и он объединяет объективность (чрезвычайно необычную в те времена концепцию) и церковные точки зрения. Распространенной техникой в его работе является рассказ о битве или эпизоде по субъективным и даже милитаристским принципам, а также его личным и религиозным объяснением результатов.
Вильярдуэн постоянно намекает и ссылается на будущие события и на неспособность участвующих в событиях людей знать, какими будут результаты. Однако его объективность ограничена, поскольку он определил результат в своих собственных терминах, не позволяя своим читателям сделать собственные выводы.
Он рассказывает о событиях, приведших к судьбоносным переговорам Алексея с крестоносцами.
Вильярдуэн знал, что Четвертый крестовый поход имел большой и устойчивый политический масштаб.
Четвертый крестовый поход, понял Вильярдуэн, был не только священной войной; это было политическое событие такого огромного масштаба, что он знал, что должно изобразить его очень подробно, как можно полнее описывая мотивы актеров.
Например, Вильярдуэн описывает дожа Венеции Энрико Дандоло как слепого, отважно ведущего своих людей в бой. Скорее всего, он был просто близоруким или имел плохое зрение в целом. Зная длительный характер крестовых походов, француз делает много ссылок на исторический эпос «Песнь о Роланде»; Так же, как этот предыдущий эпос, Вильярдуэн описывает франкских рыцарей как избранных для исполнения Божьей воли.
Слова Вильярдуэна – хотя иногда точны, а иногда и нет – представляют яркий личный рассказ о Четвертом крестовом походе. В начале Вильярдуэн утверждает, что он паломник - как и должны быть все крестоносцы, когда их подстрекали после того, как христианские паломники не могли посещать Святую Землю, - но он никогда не объясняет этот принцип крестового похода.
Еще одно вопиющее упущение – это любое объяснение влияния религиозного разбойника Фулька из Нейи на истоки катастрофического Четвертого крестового похода, хотя он упоминается в самом начале.
Вильярдуэн очень подробно описывает Совет в Заре и создает более или менее точное представление об этой части крестового похода. Он описывает, как граждане Зары умоляли крестоносцев не нападать на христианский город, и дает беспристрастное описание ограбления крестоносцами.
Многие французские рыцари отказались атаковать Зару, оставив армию
Он также указывает на то, что рыцари из Франции отказались от нападения на Зару и многие сразу покинули армию крестоносцев. Этот фактический способ записи истории продолжается и в его описании осады Константинополя.
Он явно поражен действиями крестоносцев и описывает уничтожение и кражи предметов неоценимой ценности. Он с трепетом заявил, что большой город Константинополь имеет бесценные древние реликвии, эквивалентные тому, что у остального мира вместе взятые.
Ученые говорят, что в своей книге Вильярдуэн показывает понимание истории и греческой культуры, позволяющее получить более полное представление, чем то, во что можно верить, зная, что он сам был крестоносцем.
Новая «Латинская империя» с центром в Константинополе
Латинская империя (1204–1261), с центром в Константинополе и охватывая Фракию и Вифинию, была создана как преемница Византийской империи после Четвертого крестового похода, одновременно совершая номинальный сюзеренитет над другими княжествами крестоносцев. Его территории постепенно сократились до чуть больше, чем столица, которая наконец была захвачена Никейской империей в 1261 году.
Ахейское княжество, существовавшее с 1205 по 1432 год, охватило Морею, или полуостров Пелопоннес. Она быстро стала сильнейшим государством в новой латинизированной империи и процветала даже после ее распада. Ее главным соперником было византийское Деспотат Мореи, которому удалось покорить княжество.
Афинское герцогство, существовавшее как политическое образование с 1205 по 1458 год, с двумя столицами — Фивами и Афинами, охватило Аттику, Беотию и часть южной Фессалии.
В 1311 году герцогство было завоёвано Каталонской компанией, а в 1388 году оно перешло во флорентийскую семью Аччаюоли, хранившую его до османского завоевания в 1456 году.
Греческий остров Родос стал штаб-квартирой военного монашеского ордена рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна в 1310 году, и рыцари сохранили контроль над островом и соседними островами группы островов Додеканес, пока не были вытеснены османами в 1522 году.
Венецианская Республика также завладела некоторыми греческими землями, которые были частью ее Stato da Mar. Некоторые из них дожили до падения самой республики в 1797 году. Весь Пелопоннес или Морея был завоеван во время Морейской войны в 1680-х годах и стал колонией как «Королевство Мореи», но вновь был утрачен Осман в 1715 г.
В то время как греческие государства-преемницы Византийской империи вновь завоевали многие территории, за исключением Ионических островов и некоторых островов или фортов, остававшихся в венецианских руках до начала 19 века, конец Франкократии в большинстве греческих земель наступил. только с османским завоеванием и господством, известным как «Туркократия», с 14 по 17 век.
Комментарии
Отправить комментарий